И.П. Кавинова
10
был заменен вопросом о догматизме и антидогматизме знания (фаль-
сификационизм К. Поппера).
Диалектики-материалисты (В.И. Ленин. Материализм и эмпирио-
критицизм, 1908) попытались решить проблему «исчезновения» мас-
сы вещества в связи с распространением идеи энергетизма в физике,
дав расширительное толкование материи как субстанции, способной
принимать любые формы (в том числе энергии), но при этом всегда
лишь обозначающей объективную реальность, однако физическая
сущность, обозначенная этим понятием, осталась для ученого сооб-
щества все-таки неизменной.
В СТО и ОТО сложилось представление о замкнутости Вселен-
ной, мир и Вселенная перестали быть взаимозамещаемыми поняти-
ями. ОТО диктовала признание связанности между собой простран-
ства и времени — существование пространственно-временного кон-
тинуума, получившего название «четвертого измерения» (времени).
Для понимания такой метрики пространства и времени стала ис-
пользоваться хроногеометрия,
построенная на базе «воображаемых
геометрий» Лобачевского и Римана, а также п-мерной геометрии
Минковского. В неклассической картине мира остро встал вопрос о
возникновении Вселенной и времени ее существования. Русский
математик А.А. Фридман (1888–1925) сделал самостоятельные вы-
воды из ОТО, не согласившись с Эйнштейном в том, что Вселенная
должна иметь исключительно стационарный характер (у Эйнштейна
Вселенная должна была носить характер стационарной замкнутой
системы, имеющей форму четырехмерного цилиндра). Фридман от-
казался от постоянства радиуса кривизны пространства и вывел три
возможных математических модели Вселенной. Одна из моделей —
сингулярная — в конце концов получила благодаря открытию аст-
рономом Хабблом эффекта «разбегания галактик» свое физическое
обоснование и была названа Большой взрыв. Сейчас эти изменения
в картине мира предстают как банальность, а в начале
XX в. они носили «взрывной» характер.
В работе «Мир как пространство и время» А.А. Фридман
писал: «В человеческой истории стремление «счесть звезды», иначе
говоря, построить картину мира, никогда не давало людям покоя.
В XX в. человек попытался снова… создать общую картину мира, ...
напоминающую настоящий мир лишь постольку, поскольку тусклое
отражение в зеркале схематического рисунка Кельнского собора мо-
жет напомнить сам собор». Далее он пришел к выводу: «Все свойства
материи (состоящей из электромагнитных процессов) получаются из
геометрических свойств мира. Нет ничего, кроме этих геометриче-
ских свойств мира» [5].
В неклассической научной картине мира произошел отказ от тож-
дества науки и закона, что было связано в основном с созданием