Картина мира: философский анализ проблемы - page 4

И.П. Кавинова
4
это не решается. При этом научно-популярные фильмы вообще не под-
вергают идеи эволюционизма никакому сомнению, а серьезные ученые
готовы идти на любые компромиссы, чтобы «спасти» теорию, прибли-
зительно так же, как спасал когда-то основы классической механики
один из основателей квантовой механики — Нильс Бор. Не обязательно
сжигать на кострах (хотя человечество и такое переживало), достаточно
жестко воспроизводить устоявшиеся стереотипы мышления, что, соб-
ственно, и создает господствующую идейную атмосферу,
чтобы это
могло серьезно помешать продвижению новых (часто неожиданных)
научных идей.
Вышеприведенные примеры подтверждают возможность и относи-
тельную фактологическую обоснованность предложенной дефиниции
понятия «картина мира».
Несмотря на мощный вектор консерватизма, который отличает лю-
бую цивилизацию, и принимая во внимание характер устойчивой идей-
ной атмосферы картины мира, важно подчеркнуть,
что именно своеоб-
разная культурная стабильность (или культурный консерватизм), как это
ни парадоксально, не только не препятствует, но и косвенно способству-
ет продвижению новых идей за счет накопления базы информации
внутри
цивилизации. Так осуществляются передача опыта непосред-
ственно от мастера к ученику (все древние цивилизации); ретрансляция
знания через различные формы обучения (академия, ликей, схола, сред-
невековый университет); выдвижение новых гипотез при сохранении
«жесткого ядра» теорий (современная наука).
Таким образом, картина мира — это вполне насыщаемый содержа-
нием термин для обозначения каких-то наиболее важных диалектиче-
ских моментов в существовании и развитии человеческих сообществ.
Все классификации,
как об этом писал «отец-создатель» логики
правильного мышления — Аристотель, неполны по определению.
Можно пойти по пути выделения некоего минимума,
встречающегося в
различных, пересекающихся по своему содержанию, классификациях.
В этом случае применительно к нашей теме выделяются три типа
кар-
тин мира
в истории известных нам человеческих цивилизаций:
мифоло-
гическая, религиозно-философская и научная
(последнюю возможно до-
полнить эклектикой).
Первая из названных —
мифологическая
картина мира — хроно-
логически обозначена начиная с первых свидетельств о древнейших
цивилизациях (приблизительно III в. до н. э.) до «осевого времени»
(VIII–V вв. до н. э.); она складывается в различных древних цивилиза-
циях — китайской, индийской, египетской, вавилонской и пр.
В мифологической картине мира, как правило, преобладают следу-
ющие характеристики мира и человека:
мифологизм, антропоморфизм,
натурализм, временной циклизм, геоцентризм и гилозоизм. Рассмотрим
каждую из названных характеристик более подробно.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...16
Powered by FlippingBook