Картина мира: философский анализ проблемы - page 11

Картина мира: философский анализ проблемы
11
квантовой механики (КМ). «Кризис в физике» обычно связывают с
заменой материализма на энергетизм или с терминологической
неразберихой, вызванной возникновением новых направлений в
науке. На самом деле, как представляется, в КМ было разрушено
представление о непрерывности, связанное с соблюдением принципа
причинности в ньютонианской механике. Возникла необходимость
соединения несоединимого — квантовой механики и общей теории
относительности.
Создатели квантовой механики (Бор, Шредингер, Планк и др.)
показали, как стирается грань между субъектом и объектом в позна-
нии,
ибо физическое действие на субэлементарном уровне всегда вы-
ступает как взаимодействие. При этом «наблюдающий разум» нельзя
назвать «физической системой», так как он не может взаимодейство-
вать с «произвольной физической системой». Это было названо
принципом дополнительности (объект не всегда наблюдается непо-
средственно, но его «гештальт» —
явление может быть зафиксирова-
но при помощи прибора).
В гуманитарной сфере неокантианцы уже в первые годы XX в.
остро поставили вопрос о двух методах в познании. Они почувство-
вали особую опасность социальных экспериментов на основе тех
идеологий, которые может породить претендующая на научность
(то есть объективность и в каком-то смысле непогрешимость) соци-
альная теория. Неокантианцы смогли подчеркнуть: не все то, что
объективно истинно, обладает статусом ценности для человечества.
Теперь в общих чертах и тенденциях попытаемся смоделировать
современную картину мира.
В учебниках по истории и философии науки читаем, что современ-
ная наука «пока не может предложить универсальную теоретическую
модель мира как целостной системы, а имеет дело с совокупностью
частных моделей, каждая из которых удовлетворительно отражает свой-
ства одного из фрагментов реальности; поэтому современную научную
картину мира следует понимать как систему частных моделей» [7]. Оче-
видно, что такого рода моделирование должно нести на себе печать эк-
лектики. Не спасают от эклектики ни сведение научной картины мира к
физической картине мира (через констатацию того, что все физические
законы имеют всеобщий характер, а это по меньшей мере сомнитель-
но!), ни введение понятий «парадигма» и «научная революция» (Т. Кун)
и выделение таких «парадигм» науки на пути формирования научных
картин мира, как натурфилософская (преднаучная), механическая (науч-
ная классика), универсальная (современная) и т. д.
Реальность настолько же «физична», насколько метафизична,
«поведение» частиц еще в 30-е гг. прошлого века заставило задумать-
ся выдающихся ученых своего времени, таких как Шредингер, Эйн-
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook