И.П. Кавинова
12
штейн и др., над исключенностью из физической реальности живых
объектов с их непредсказуемой природой и малоисследованной энер-
гетикой. Мы наблюдаем включенность в современную картину мира
антропного принципа. Сочетание в ней мифологизма в форме напол-
ненности современной цивилизации символикой гипертекстов с ре-
лигиозными установками, ориентирующими процесс познания на ин-
туитивизм, во многом является попыткой отойти от аристотелевской
установки прозрачного описания отдельной вещи в системе субъект-
но-объектных отношений в сторону углубленного платонического
постижения лабиринтов самого сознания. Указанный Хайдеггером
«поэйсис», казалось бы, безнадежно утерянный европейской наукой,
возвращается в форме своеобразной «антропоэйи» (М. Эпштейн)
благодаря широко используемому синергетическому подходу в опи-
сании Вселенной и — более широко — мира. Существование совре-
менного человечества уже не в биосфере, но еще и не в ноосфере, а в
техносфере налагает особый отпечаток на специфическую эклектику
в описании современной картины мира.
Интересна и неординарна в этом плане концепция «футуросинер-
гетики», предложенная космистом Л.В. Лесковым (1931–2006), озна-
чающая моделирование эволюции социальных систем методами нели-
нейной науки, «построение спектра альтернативных виртуальных сце-
нариев». «Да, человек — самосознающий центр Вселенной, но он не
вседержитель, не хозяин ее», — писал Лесков, выдвигая гипотезу о
возможном существовании «космического конструктора» [7].
В современной картине мира, с одной стороны, присутствует
древний мифологический подход рассмотрения мира в форме текста
(«гипертекста», «ризомы», научной метафорики), чему активно спо-
собствует использование разнообразных технических средств — от
компьютера и планшета до телефонных SMS. С другой стороны, си-
нергетический подход диктует обнаружение связи между такими об-
ластями знания, как наука, религия, искусство, причем синтез пере-
численных областей знания по определению является для европей-
ского сознания по преимуществу абсолютным противоречием,
эклектикой — совмещением несовместимого.
Сегодня несомненно то, что русские философы (В.С. Соловьев,
Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский,
А.Л. Чижевский), как и русский космизм в целом, стояли у истоков
такого рода эклектики. Из западных мыслителей, близких по своим
воззрениям русским философам, особым образом выделяются амери-
канский «европеец» У. Джемс с его работой «Плюралистическая Все-
ленная», Тейяр де Шарден с выдвижением идеи существования «точ-
ки Омега» и создатель трансперсональной психологии С. Гроф.
В рамках небольшой статьи невозможно проанализировать, как в
современной картине мира преломляется мысль опередивших свое