Л.А. Дауенова
8
щих формированию [5, с. 120]. Она служит базой для разработки мето-
дик обучения иностранному языку на компетентностной основе, а так-
же для написания рабочих программ и организации учебного процесса.
Программа предусматривает формирование компетенций, реле-
вантных для общения в условиях реальной коммуникации, и в соот-
ветствии с этим содержит перечень тем, соотнесенных с разными си-
туациями общения и связанных с разными сферами общения.
Очень важно отметить, что программа МГЛУ предусматривает
обязательное использование медийных средств, благодаря чему в
процессе обучения студенты извлекают информацию из источников
(как офлайновых, так и онлайновых).
Вполне справедливо положение программы о том, что она «яв-
ляется инструментом организации современного компетентностно
ориентированного процесса овладения межкультурной коммуника-
тивной компетенцией…» [6, с. 7]. В частности, названная программа
обладает такими важными для пользователя характеристиками, как
конкретность, конструктивность, прозрачность, обозримость, дина-
мичность.
Резюмируя сказанное, можно констатировать следующее.
В программах большинства российских неязыковых вузов делается
попытка перехода на компетентностную парадигму обучения, однако
категории компетентностного подхода учитываются лишь частично.
Переход к компетентностной парадигме нередко остается лишь
как общее положение, поскольку:
а) программы не содержат всей совокупности категорий компе-
тентностного подхода;
б) игнорируют многообразие типов текстов;
в) предлагают единственный способ контроля — перевод;
г) в них не отмечена соотнесенность умений с общепризнанными
уровнями владения иностранным языком;
д) они не уделяют внимания самооценке в русле становления ав-
тономности, а функция контроля возложена исключительно на пре-
подавателя.
Таким образом, существует противоречие между заявленным
стремлением к переходу на компетентностную парадигму обучения и
реальной трудностью внедрения данной парадигмы.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,
обучение, оценка.
Москва, Московский государственный лингвистиче-
ский университет (русская версия), 2005.
[2]
Витковская Ж.В.
Методические требования к текстам для проверки
уровня владения ознакомительным чтением на иностранном языке (не-
языковый вуз).
Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2003.