Практическая реализация компетентностного подхода к обучению иностранному языку…
7
мость применения компетентностного подхода в обучении; во-
вторых, в некоторых из них реализованы отдельные параметры ком-
петентностного подхода; в-третьих, в ряде программ содержатся по-
ложения о необходимости использования информационных техноло-
гий.
2. Приходится, однако, констатировать, что в большинстве про-
анализированных документов, при их несомненном новаторстве и
ценности для методики преподавания иностранных языков в вузе,
компетентностный подход реализуется не в полной мере. В частно-
сти, отсутствуют следующие параметры:
соотнесенность компетенций с конкретными типами текстов;
указание на достижение конкретных общепринятых уровней
владения иностранным языком в конце каждого этапа обучения;
проверка понимания лишь на одном-двух видах чтения.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в программах боль-
шинства неязыковых вузов приверженность коммуникативному подхо-
ду лишь декларируется. На практике же оказывается, что направлен-
ность на результативную составляющую в основном игнорируется.
Принципиальным отличием от названных программ обладает
«Примерная программа по дисциплине “Иностранный язык” для под-
готовки бакалавров (неязыковые вузы)», разработанная в МГЛУ.
Данная программа является важным шагом на пути к внедрению в
практику преподавания иностранного языка компетентностного под-
хода, поскольку она не просто заявляет о необходимости использо-
вать компетентностный подход, но и задает параметры для его реали-
зации. О практической реализации компетентностного подхода в
программе свидетельствует то, что в ней впервые определяются типы
текстов, релевантные для неязыкового вуза, даются умения для уров-
ней владения языком в соответствии с международными нормами.
Достоинство данной программы состоит в том, что она соотно-
сит коммуникативные умения с общепризнанными уровнями владе-
ния иностранным языком, ориентируясь на результативную состав-
ляющую учебного процесса [4, с. 57], а также содержит таблицу са-
мооценки индивидуальных достижений, при пользовании которой
каждый изучающий иностранный язык человек сможет оценить, ка-
кому именно уровню стандартной уровневой системы соответствуют
его коммуникативные компетенции в каждом из четырех видов рече-
вой деятельности. Такая самооценка помогает реализовать еще одно
базовое положение компетентностного подхода — соучастие студен-
тов в планировании и оценке достигнутых результатов в изучении
иностранного языка.
В программе представлен перечень необходимых студентам для
успешного осуществления учебной деятельности стратегий, подлежа-