Л.А. Дауенова
4
Эмпирические наблюдения показывают, что большинство рос-
сийских неязыковых вузов разработали новые программы обучения
иностранному языку, в которых декларируется приверженность ком-
петентностному подходу.
Подписание Российской Федерацией Болонской декларации,
предусматривающей сопоставимость образовательных систем как в
смысле результата, так и в плане образовательного процесса, а также
последовавшее за подписанием выделение в высшем образовании
уровней бакалавриата и магистратуры потребовали разработки новых
программ обучения.
Примером может служить рабочая программа обучения ино-
странному языку в МФТИ (ГУ). Программа предполагает два этапа
обучения второму иностранному языку. При этом в конце первого
этапа предусматривается достижение уровня владения языком А2, а в
конце второго — уровня А2+. Характерно, что в данном документе
не раскрывается содержание уровней.
В программе приводится перечень сфер профессиональной дея-
тельности будущих специалистов, а также реестр умений в разных
видах речевой деятельности. В ней даны примеры возможных ком-
муникативных ситуаций. Из всех видов чтения объектом контроля
является лишь изучающее чтение, причем контроль осуществляется в
форме письменного перевода отдельных частей текста.
Для того чтобы установить степень реального соответствия ву-
зовских программ критериям компетентностного подхода, были про-
анализированы программы 13 вузов и факультетов (девяти техниче-
ских, одного архитектурного, одного юридического и одного меди-
цинского).
Анализ программ проводился по степени их соответствия крите-
риям компетентностного подхода и наличию инструкций по самосто-
ятельной работе при использовании информационно-коммуника-
ционных технологий (ИКТ).
Таблица 1 отражает наличие/отсутствие в проанализированных
программах ключевых параметров компетентностного подхода.
Название вузов, в программы которых включен данный параметр,
выделены серым фоном.
Следует отметить, что во всех проанализированных программах
декларируется приверженность коммуникативному подходу к обуче-
нию языку. Результаты анализа, однако, свидетельствуют о том, что
ни в одной из программ не представлена совокупность параметров
вышеуказанного подхода.
Программы всех перечисленных вузов (кроме МСХА и РГТУ)
содержат перечень стратегий чтения, но при этом приемы обучения
данным стратегиям названы в программах лишь четырех вузов
(МСХА, МАМИ, МИЭТ, МФТИ). В документах большинства вузов