Аспекты и направления в преподавании
русского языка …
9
вистика и методика» [27, с. 232]. Одним из решений этой проблемы
является использование новых средств обучения — компьютерных
технологий, играющих важную роль в жизни современного человека
и оптимизирующих процесс обучения. Значительными исследовани-
ями в этой области становятся работы Э.Г. Азимова, О.В. Константи-
новой, Н.Л. Лукошкиной, Н.С. Петровой и др.
В работе Э.Г. Азимова представлено многофакторное описание
возможностей компьютера как учебного средства, предложена типо-
логия упражнений, используемых в тренировочных компьютерных
программах, описана технология создания коммуникативно ориенти-
рованных учебных компьютерных курсов, разработаны основы элек-
тронного учебника, сформулированы психологические и лингвисти-
ческие особенности организации учебного диалога с компьютером.
Автор подчеркивает, что «из всех средств обучения прежде всего
компьютеры в наибольшей степени могут учитывать индивидуаль-
ные потребности и интересы учащихся, различать стратегии овладе-
ния языком, дифференцировать способы предъявления учебного ма-
териала, обеспечивать индивидуальные формы тренировки, создавать
широкий диапазон стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную
речевую деятельность, в максимальной степени увеличивать время
контакта с изучаемым языком» [28, с. 4].
В работе Н.Л. Лукошкиной представлены методические принци-
пы создания профессионально ориентированных автономных обуча-
ющих компьютерных курсов для взрослых по чтению на иностран-
ном языке [29] .
Гипертекст и гипертекстовая технология являются частью ком-
пьютерной текстовой деятельности, а следовательно — частью про-
фессиональной компетенции преподавателя РКИ. В исследовании
О.В. Константиновой дается методическое обоснование применения
гипертекстовых технологий в работе над аспектом обучения РКИ
«Язык специальности» на базе учебно-научных текстов и их терми-
нологической составляющей [30].
Начиная с 2000-х гг. развивается новое направление, связанное с
применением информационно-коммуникационных технологий, —
электронная лингводидактика. Преподаватель стремится самостоя-
тельно создавать компьютерные обучающие и контролирующие про-
граммы, дистанционные курсы, учебные сайты. Большой вклад в раз-
витие этого направления внесли Э.Г. Азимов, А.А. Акишина,
М.А. Бовтенко, Т.В. Карамышева, Е.С. Полат, А.Д. Гарцов,
И.О. Руденко-Моргун, Л.А. Дунаева, А.Н. Богомолов, Е.Ю. Николен-
ко и др. По словам А.Д. Гарцова, «основное предназначение элек-
тронной лингводидактики заключается в обеспечении теоретической
и практической базы для обучения языкам в новых условиях инфор-
мационного общества...» [31, с. 6].