Аспекты и направления в преподавании
русского языка …
1
УДК 808.2
Аспекты и направления в преподавании русского языка
как иностранного в нефилологическом вузе
© Е.В. Пиневич
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены направления методики преподавания русского языка как иностран-
ного в нефилологическом вузе. Дан разноаспектный обзор научно-методической
литературы. С целью обобщения накопленного теоретико-практического опыта и
его применения для оптимизации образовательного процесса проанализированы
фундаментальные работы, связанные с: вопросами общей методики преподава-
ния; исследованием текста и его типологией; обучением чтению; изучением уст-
ной научной речи; новыми компьютерными технологиями.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, нефилологический профиль обу-
чения.
В настоящее время практически в каждом вузе филологического и
нефилологического профиля преподается русский язык как иностран-
ный (РКИ). Наряду с другими общеобразовательными дисциплинами
русский язык является обязательным предметом для иностранных
слушателей подготовительных факультетов, а также для студентов
специалитета, бакалавров, магистрантов, аспирантов, стажеров.
Будучи средством межнационального и профессионального об-
щения, русский язык вызывает большой интерес как язык россий-
ской науки и техники прежде всего у иностранных специалистов-
нефилологов.
Обучение иностранных учащихся нефилологического профиля
как отдельного контингента осуществляется в нашей стране уже око-
ло 50 лет. Профиль обучения — «сложившийся тип подготовки ино-
странных учащихся по русскому языку и другим дисциплинам в за-
висимости от их профессиональных интересов, потребностей в рус-
ском языке и продолжительности обучения» [1, с. 200]. Основная
отличительная черта нефилологического профиля обучения — под-
ход к изучению русского языка как к средству овладения избранной
специальностью.
Бесспорно то, что выделение нефилологического профиля стало
одним из принципиальных направлений в методике преподавания рус-
ского языка как иностранного. Это обусловлено разными причинами.
Во-первых, в 1960-е гг. появился социальный заказ на создание
ряда пособий и учебных материалов, программ для иностранных
учащихся нефилологического профиля. В эти годы больших успехов