Аспекты и направления в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе - page 8

Е.В. Пиневич
8
логов и нефилологов, как это было ранее, выделяя иностранных уча-
щихся инженерного профиля в самостоятельный контингент.
В последние годы в теории и практике преподавания РКИ в не-
языковых вузах большое внимание уделяется социокультурному,
лингвокультурологическому и лингвострановедческому подходам в
обучении. Профессионально ориентированное преподавание стано-
вится невозможным без диалога культур в современном мире.
Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, И.Л. Бим,
Ю.В. Анисина и другие исследователи приходят к выводу, что усво-
ение языка должно осуществляться «в тесной связи с освоением зна-
ний об иноязычной культуре», так как «РКИ рассматривается как
фактор формирования личности профессионала, одно из средств спе-
циализации выпускника вуза, его непрерывного профессионального
образования» [24, с. 89]. Т.П. Попова, развивая эти положения, ука-
зывает на необходимость использования компетентностного подхода
в обучении иноязычному общению, который «предполагает создание
новой образовательной модели специалиста, обладающего сформи-
рованной профессиональной компетентностью» [25, с. 93]. В статье
О.Е. Соляник рассмотрены особенности преподавания дисциплины
«Русский язык как иностранный» иностранным бакалаврам в техни-
ческом вузе, показан процесс формирования стимулирующих про-
фессиональных мотивов и лингвокоммуникативной компетенции
специалиста. Автор отмечает, что при работе с указанным контин-
гентом следует уделять большое внимание «жанрам письменной ре-
чи, таким как планы, тезисы, реферат-конспект, аннотация», так как
«преподаватель РКИ обучает практическому владению русским язы-
ком, т. е. деятельности на основе передаваемых знаний и формируе-
мых умений» [26, с. 2–3].
Следует отметить, что обучение нефилологов на сегодняшнем
этапе более прагматичное. Учащиеся достаточно хорошо определяют
уровень своих знаний по русскому языку и точно знают, где они бу-
дут использовать свои профессиональные знания, в каком объеме эти
знания им необходимы. С другой стороны, произошло существенное
сокращение количества часов, выделяемых на занятия по русскому
языку. В частности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на подготовительном
отделении первые 4 недели слушатели занимаются русским языком
по 30 часов в неделю. Начиная с 5-й недели обучения вводятся дру-
гие общеобразовательные предметы, и на русский язык отводится
18–20 часов в неделю. Во втором семестре
учащиеся подготовитель-
ного отделения изучают русский язык только 14 часов в неделю.
В этих условиях, по мнению Л.В. Фарисенковой, «встает задача со-
кращения объема учебного материала путем выделения его активно-
го ядра, переосмысления коммуникативной значимости целых язы-
ковых пластов, которые позволяют осуществить современная линг-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook