Аспекты и направления в преподавании
русского языка …
5
Обучение чтению — одно из основных направлений в политех-
нических вузах. Процесс обучения чтению рассматривают такие ис-
следователи, как Т.В. Астахова, Л. Бартошевич, С.А. Вишнякова,
И.К. Гапочка, И.И. Засадская, Б.Л. Имнадзе, З.И. Клычникова,
Е.Л. Корчагина, М.И. Павленко, Н.В. Пиротти, Е.С. Троянская,
С.К. Фоломкина и др. Так, работы З.И. Клычниковой посвящены
во-
просам психологии чтения. Автор излагает взгляды отечественных и
зарубежных методистов на психологию чтения и раскрывает методи-
ческие приемы обучения чтению [8]. Вслед за З.И. Клычниковой мы
утверждаем, что при обучении чтению большое значение имеет
шрифт, который используется при написании текстов в учебниках.
Виды шрифта, начертания (обычный, курсив, жирный, подчеркнутое
слово и т. д.) оказывают соответствующее психологическое воздей-
ствие на учащегося, в зависимости от этого облегчают или усложня-
ют процесс восприятия и понимания смыслового содержания текста.
Более широко обобщила и систематизировала имеющиеся данные
по обучению чтению на иностранном языке в неязыковом вузе к концу
1980-х гг. С.К. Фоломкина [9]. Исходя из того, что чтение в професси-
ональной деятельности служит в большей степени для удовлетворения
познавательных потребностей специалистов, нежели коммуникатив-
ных, автор освещает вопросы теории и практики обучения чтению, а
именно: дает характеристику чтению как виду речевой деятельности,
рассматривает задачи и основные принципы обучения чтению, опре-
деляет требования к учебным материалам, описывает виды чтения,
приводит упражнения по овладению компонентами чтения.
Проблема формирования коммуникативной компетенции в чтении
учебной литературы на начальном этапе в вузе технического профиля
стала темой диссертации Е.Л. Корчагиной. Считая, что чтение данной
литературы для студентов-иностранцев является одним из способов
закрепления и унификации знаний, методической целесообразностью,
исследователь обосновывает возможность формирования коммуника-
тивной компетенции в чтении учебной литературы уже через три-
четыре недели после начала занятий на подготовительном факультете.
По мнению диссертанта, студенты должны овладеть следующими
коммуникативными умениями: определять тему текста и целеустанов-
ку автора, целостно воспринимать текст, делить его на смысловые ча-
сти; понимать логические отношения между частями текста; выделять
главную информацию и второстепенную; понимать логическую по-
следовательность изложения информации; пользоваться приемами
осмысления учебных текстов [10, с. 187].
В научно-методической литературе 1990-х гг. представлены раз-
нообразные подходы к обучению чтению. Большинство вопросов,
касающихся данного аспекта РКИ, решены, но на современном этапе
возникают новые проблемы, требующие иных подходов к обучению.