Аспекты и направления в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе - page 2

Е.В. Пиневич
2
достигли наука и техника, вызвавшие интерес иностранцев к изуче-
нию русского языка. Это, в свою очередь, привело к созданию и ор-
ганизации в ряде учебных заведений подготовительных факультетов
для иностранных граждан, открытию в Москве Университета дружбы
народов им. П. Лумумбы (1960) и Научно-методического центра рус-
ского языка при МГУ (1966), преобразованного позже в Институт
русского языка им. А.С. Пушкина (1974) [1].
Во-вторых, выделение учащихся-нефилологов в самостоятельный
контингент связано также с развитием коммуникативного подхода в
методике преподавания иностранных языков, в том числе РКИ.
В 1970–1980-е гг. были предложены и разработаны различные теоре-
тические положения в области работы с учащимися-нефилологами.
Существенный вклад в исследование проблем обучения студентов-
нефилологов внесли такие ученые, как А.А. Амельчонок, Г.А. Би-
техтина, Г.А. Вишнякова, Д.И. Изаренков, Л.П. Клобукова, С.П. Кур-
ганова, О.А. Лаптева, Н.М. Лариохина, Н.А. Метс, О.Д. Митрофанова,
Е.И. Мотина и многие другие. Именно в эти годы получили описание
сферы общения (учебно-профессиональная, социально-бытовая, обще-
ственно-политическая, административно-правовая, социально-куль-
турная). Характеристика сфер общения учащихся, актуальная для
профилей обучения, позволила определить содержание обучения для
разных контингентов. Учебно-профессиональная сфера стала ведущей
в работе с учащимися нефилологического профиля.
В методике преподавании РКИ учащимся-нефилологам (начиная
с конца 1970-х гг. до настоящего времени) можно выделить несколь-
ко основных направлений, представленных в научно-методической
литературе. Это работы, связанные с:
общей методикой преподавания РКИ нефилологам;
исследованием и анализом текста, его структуры и единиц, с
типологией текстов;
изучением устной научной речи;
процессом обучения чтению;
новыми компьютерными технологиями.
Остановимся подробнее на данных направлениях в обучении
иностранных студентов.
В 1970-е гг. одной из основополагающих работ в указанной обла-
сти стала книга О.Д. Митрофановой «Научный стиль речи: проблемы
обучения». В работе рассмотрены лингвистические и методические
основы преподавания русского языка как иностранного. Также даны
ответы на следующие вопросы: когда начинать специализацию, на
каких текстах — общенаучных, научно-популярных или узкоспеци-
альных — вести обучение; каково место терминологической лексики,
какую систему упражнений предложить, чтобы сделать обучение более
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...15
Powered by FlippingBook