Аспекты и направления в преподавании
русского языка …
7
4) введение лингвострановедческого комментария для рецептив-
ного восприятия;
5) минимизация лингвострановедческого комментария для нефи-
лологов» [14, с. 168].
И.В. Цветкова останавливается в своей работе на обучении чте-
нию и говорению при помощи метатемного подхода студентов-
иностранцев
инженерного профиля
на материале специальных тек-
стов [15]. Мы также считаем, что эти два вида речевой деятельности
дополняют друг друга и способствуют более эффективному процессу
обучения. В работе описаны типы коммуникативной организации
учебно-научных текстов по физике, математике, химии; представлен
каталог умений чтения/говорения, микросистемы упражнений по их
формированию.
Адресат Г.М. Петровой — магистранты и аспиранты
техническо-
го профиля
. Работа посвящена проблеме моделирования инженерно-
технических текстов. Автором выделены наиболее универсальные
микротексты, обладающие стандартными структурно-семанти-
ческими и лингвистическими характеристиками, что позволило рас-
смотреть их как образцы речевых жанров и построить на их основе
модели обучения русскому языку иностранных магистрантов и аспи-
рантов. В диссертации дана классификация инженерно-технических
текстов учебной литературы. Автор исходит из того, что инженерно-
технический текст является разновидностью научного текста, и его
главная коммуникативная задача — «представление, передача, объ-
яснение необходимой узкопрофильной информации адресату, имею-
щему определенный уровень подготовки в области технических спе-
циальностей» [16, c. 10].
Профессионально ориентированными стали учебные пособия,
учебники, методические указания и рекомендации. В частности, на
кафедре русского языка МГТУ им. Н.Э. Баумана были созданы новые
учебные материалы для иностранных студентов на разных этапах
обучения: бакалавров и магистрантов — «Русский язык в техниче-
ском вузе» [17]; слушателей подготовительного отделения — «Посо-
бие по научному стилю речи (информатика)» [18], «Подготовка к эк-
замену по научному стилю речи» [19], «Обучение чтению иностран-
ных учащихся» [20], «Научный стиль речи на материале текстов
фундаментальных наук» [21], «Контрольные работы к практическому
курсу русского языка для студентов-иностранцев» [22].
Кардинально новым подходом в обучении студентов нефилоло-
гического профиля стали работы Т.В. Васильевой, Г.М. Левиной
(диссертации, статьи, монографии). Более чем через 30 лет исследо-
ватели возродили традицию выделения при обучении РКИ инженер-
ного профиля в отдельный подвид [23]. Авторы этого подхода идут
дальше бинарного разделения всех иностранных учащихся на фило-