Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей - page 8

Н.Ю. Игнатова
8
примет нравственных ценностей инженера называют две ценности:
четкие правила (48,3 %), польза людям (47,1 %). За ними следуют
ценности этики долга: границы профессиональной деятельности ин-
женера — это и есть границы добра и зла (14 %).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Почему вы так считаете,
выбрав этические ценности?», %
Предложенные студентами варианты обоснования нрав-
ственных предпочтений
Очная
форма
Очно-
заочная
м ж
м
ж
Конвенциональная мораль
24,2 21,4 8,4 3,7
В жизни должны быть четкие правила
9,3 15,8 6,5 —
Правила ограждают инженера от ошибок
11,2 3,7 1,8 —
Это способ защиты других людей
3,7 1,8 — 3,7
Этический релятивизм
— 0,9 — —
Моральный абсолютизм
4,6 5,6 8,4 2,8
Не мы установили границы добра и зла
3,7 5,6 3,7 1,8
Способствует достижению цели
0,9 — 0,9 0,9
Так положено мужчине
— — 3,7 —
Утилитаризм
7,4 7,4 0,9 0,9
Всегда надо из всего извлечь пользу
3,7 3,7 0,9 —
Нужно приносить пользу людям
3,7 3,7 — 0,9
Гедонизм
— 1,8 — —
Моральный плюрализм
4,6 — 2,8 4,6
Инженер всегда выходит за общепринятые рамки
0,9 — — —
Не имею права судить других
3,7 — 2,8 4,6
Выбор тех или иных нравственных ценностей происходит в об-
ществе, не свободном от функционирования гендерных стереотипов.
Именно поэтому мы попытались акцентировать внимание на особен-
ностях ответов мужчин и женщин. Сама по себе любая профессио-
нальная деятельность имплицитно содержит гендерное неравенство.
Фактически студенты-мужчины выступают за сужение профессио-
нальной роли инженера для женщин и расширяют собственную ген-
дерную роль на свое профессиональное поведение.
Представляется, что некоторые особенности гендерного поведе-
ния в нашей стране повлияли на диверсификацию нравственных
предпочтений студентов. Существуют достоверные гендерные раз-
личия в выборе типа отношений к другим в ситуациях социального
взаимодействия. Наименее выраженными как у девушек, так и у
юношей в возрасте 18
19 лет являются подчиняемый и зависимый
типы отношений к другим. При этом юноши проявляют большую за-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook