Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей - page 6

Н.Ю. Игнатова
6
осуществлении экспертной деятельности и самого себя в чрезвычай-
ных обстоятельствах. Если студенты не могут судить о внутреннем
мире или эмоциональном состоянии других, это не влечет возможно-
сти уйти от нравственной оценки ситуации в корпорации.
Думается, что моральный плюрализм в какой-то степени служит
оправданием для выбора студентами поведенческой стратегии избега-
ния, т. е. уклонения от различных травмирующих факторов. Использо-
вание этих стратегий обусловлено недостаточностью развития лич-
ностных и профессиональных ресурсов и активного разрешения про-
блем и инженерных задач. Две другие поведенческие стратегии,
выявленные психологами, — стратегия разрешения проблем и поиск
социальной поддержки — опираются на нравственные ценности кон-
венциональной морали, морального абсолютизма и утилитаризма.
Наиболее эффективно для профессионала использование всех трех по-
веденческих стратегий, выбор которых обусловлен собственными ре-
сурсами личности инженера и ресурсами ситуации (среды). В одних
случаях инженер может самостоятельно справиться с возникшими
трудностями, в других ему требуется поддержка профессионального
сообщества, в третьих он просто может избежать столкновения с про-
блемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.
Нравственные ценности как интериоризированные корпора-
тивные или семейные ценности.
Предлагая респондентам ответить
на вопрос: «На каком предприятии работаете вы или ваши родите-
ли?», мы полагали, что они сформулируют нравственные предпочте-
ния, опираясь на корпоративную или семейную систему ценностей,
интериоризированных ими либо в детстве (очная форма обучения),
либо в процессе выполнения профессиональных обязанностей (очно-
заочная форма обучения).
Мы посчитали необходимым представить распределение ответов
на вопрос: «Почему вы так считаете, выбрав те или иные этические
ценности?», соотнеся варианты с типом предприятия, на котором ра-
ботает студент или его родители (табл. 1). Использованы следующие
сокращения: АП — акционерное предприятие (крупное промышлен-
ное предприятие), Б — бюджетная организация, ИП — индивидуаль-
ный предприниматель, Др — другое; подразумеваются ответы: «без-
работный», «не работаю».
В качестве вариантов ответов было предложено 4 типа занятости:
акционерные предприятия (67,2 % респондентов), бюджетные орга-
низации (14,9 %), индивидуальное предпринимательство (12,1 %).
5,6 % студентов указали, что они или их родители не работают, без-
работные.
Если принять наиболее значимые ответы на уровне 25 %, то мож-
но отметить, что чаще других выбирают конвенциональную мораль
студенты, связанные профессиональными или семейными отношени-
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook