Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей - page 3

Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей
3
акционерами задачи получения высоких прибылей. Наивные пред-
ставления о преимуществах бескорыстного служения обществу
столкнулись с иными принципами профессиональной деятельности,
главный из которых — следование интересам заказчика — не имеет
отношения к установлению истинных причин случившегося. Выда-
ющуюся роль в расследовании сыграло американское Национальное
общество профессиональных инженеров, которое посчитало, что
утрата профессиональной репутации произошла не вследствие
вскрытой ошибки или оплошности инженера, а потому, что отказ от
инженерного исследования и экспертизы противоречит самой сути
профессии инженера. Задача инженерного сообщества в том и состо-
ит, чтобы, установив подлинные детали аварии, обеспечить невоз-
можность повторения ее в будущем. Социальная роль инженера за-
ключается не только в конструировании или изобретении, но и в том,
что он производит экспертное знание, обеспечивающее безопасность
и благо человечества. Профессиональный кодекс инженера — это не
омерта, а своего рода границы, которые помогают поддерживать си-
стему в рабочем состоянии. Корпоративные нормы и инструкции не
отменяют умения инженера гибко реагировать на изменения, его
уверенность в себе, способность самостоятельно решать инженерные
и личные задачи, конструктивно отстаивать собственное мнение,
противостоять давлению социально опасного и безнравственного
решения корпорации.
Нас заинтересовала в количественном отношении пропорция
студентов инженерных специальностей, выбравших различные си-
стемы нравственных ценностей как определяющие их настоящие или
будущие профессиональные отношения. Безусловно, практически
невозможно выстроить предположение относительно связи успешно-
сти инженера и той или иной системы нравственных ценностей.
Метод исследования — анкетирование с вопросами открыто-
го типа.
Научный интерес был сосредоточен на том, какие именно
этические представления преобладают у студентов, какие системы
нравственных ценностей они считают значимыми для инженера и
почему, в чем проявляется гендерная специфика в нравственных
предпочтениях. Кроме того, было важно уточнить предпочтения сту-
дентов очно-заочной формы обучения (39 человек), так как многие из
них в настоящий момент работают инженерами на промышленных
предприятиях Нижнего Тагила. Нам показалось важным установить
связь между типом предприятия и предпочитаемыми студентом
нравственными ценностями. Мы предположили, что в Нижнем Таги-
ле в силу ряда причин (влияние старообрядчества, патерналистский
тип управления) велика роль традиционных семейных занятий и
нравственных предпочтений родителей. Некоторые студенты указа-
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook