Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей - page 4

Н.Ю. Игнатова
4
ли, что совершают нравственный выбор под влиянием строгих пра-
вил, которые действуют в семье или религиозной общине. В рамках
данной статьи мы представим полученные результаты.
Сформулированная нами методология предполагает сочетание
способа идентификации набора этических принципов инженера с
обозначением сферы его ответственности, в которую эти принципы
транслируются в ежедневной деятельности. Здесь за основу принят
подход С. Хаймер [3], но она применяет его для формирования эти-
чески ответственного поведения медицинских работников и работ-
ников фармацевтической промышленности. Мы посчитали, что этот
подход может быть применен при исследовании нравственных пред-
почтений студентов инженерных специальностей. Такой подход в
меньшей степени концентрируется на элементах культурного контек-
ста, вовлеченных в реализацию долга в повседневной инженерной
деятельности, чем на провозглашении универсальных ценностей
профессии инженера. Безусловно, есть существенная разница в трак-
товке тех или иных принципов, связанных с действием культурного
контекста или того образования, которое получил инженер, но в рам-
ках проведенного исследования она представляется несущественной.
Вслед за Р. Де Джорджем [5] обозначим несколько систем нрав-
ственных ценностей, которые, как нам представляется, можно приме-
нить для описания деятельности инженера: конвенциональная мораль,
этический релятивизм, моральный абсолютизм, утилитаризм, этиче-
ский плюрализм, гедонизм.
Конвенциональная мораль
— мораль под-
чинения традиционной норме поведения, соответствующая опреде-
ленной роли инженера в организации или обществе в целом. Индивид,
выполняя профессиональную роль инженера, старается соответство-
вать ожиданиям окружения, подчиняется общепринятым нормам. Его
действиями руководит страх общественного осуждения. Конвенцио-
нальная мораль инженера рассматривается нами в широком аспекте: и
как основа соблюдения должностных правил, норм и инструкций, и
как выполнение обязанностей, и как механизм, обеспечивающий
функционирование корпорации. Студенты, выбирая конвенциональ-
ную мораль, обосновывали свой выбор тем, что должны соблюдать
должностные инструкции (41,8 % респондентов). Мы получили рас-
пределение, согласно которому 33 % студентов-вечерников и 42 %
студентов дневного отделения считают, что «нельзя нарушать границы
никому», «такова природа инженера», «правила ограждают от оши-
бок». Эти показатели свидетельствуют о том, что студенты хорошо
осознают специфику профессии инженера и сферу профессиональной
ответственности. Причем студенты дневного отделения готовы следо-
вать нормам и правилам в большей степени, чем студенты-вечерники.
Безусловно, сказывается влияние широко распространенных в обще-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook