Н.В. Оплетина
8
из них пользуются традиционными источниками поиска информации
о вакансиях и не задействуют весь спектр предоставляемых рынком
труда возможностей. Искать работу можно активно, а можно занять
выжидательную позицию. Так, активные действия — это поиск объ-
явлений о найме на работу и предложение собственных услуг. По-
добная стратегия требует много личного времени и усилий. Зато и
плоды своих трудов данные кандидаты получают гораздо быстрее.
Для пассивной стратегии характерно другое поведение на рынке тру-
да. Главное — не сбор, а распространение информации. Основная
задача — как можно шире распространить свои данные, с тем чтобы
потенциальный работодатель сам вас заметил и предложил прийти на
собеседование. По мнению большинства рекрутеров, такая линия по-
ведения значительно растягивает процедуру трудоустройства во вре-
мени и менее эффективна, чем активные действия.
Обращает на себя внимание то, что профессиональные знания и
опыт — не единственное требование, соответствие которому обеспе-
чивает специалисту устройство в компанию. Важными критериями
успешного прохождения конкурса на вакансию являются личност-
ный потенциал молодого выпускника вуза, его поведенческие компе-
тенции. Последнее положение особенно касается молодых выпуск-
ников, у которых наличие знаний, приобретенных в университете, не
подтверждено опытом решения производственных или управленче-
ских задач. Многие работодатели готовы брать на практику и даже
доучивать молодых специалистов, но подчеркивают: учить будем но-
вым технологиям, новым методикам, специфике, однако выпускник
должен уже обладать базовыми знаниями по информационным тех-
нологиям, деловому этикету, быть коммуникабельным, уметь рабо-
тать в команде. К востребованным при найме компетенциям все чаще
работодатели относят навыки проективного мышления, тайм-менед-
жмента и др.
Таким образом, современный рынок труда формулирует совер-
шенно новые вызовы: вузам необходимо формировать алгоритмы
управления занятостью выпускников, которые должны обладать
адаптивностью, т. е. способностью заблаговременно и оперативно
реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, оказы-
вающих существенное влияние на ее функционирование, путем при-
нятия адекватных управленческих решений, вплоть до внесения кор-
ректив в стратегию регулирования трудоустройства молодежи. Отве-
том на данные вызовы должно стать формирование у выпускников
необходимых компетенций трудоустраиваемости, что позволит мо-
лодому специалисту выйти на рынок труда в качестве активного его
субъекта и успешно адаптироваться в условиях динамичных измене-
ний. Для вузов данный подход позволяет реализовать дифференци-
рованность и вариабельность практических задач, обозначить алго-