Н.В. Оплетина
6
листу свободно ориентироваться в реальной ситуации на рынке тру-
да, доводить информацию о востребованности специальностей, про-
водить мониторинг рынка труда и т. д., ориентируясь на изменения
на рынке труда, поскольку деятельность по содействию занятости
выпускников является важнейшей задачей вуза.
Стандартный набор есть практически у всех вузов: сотрудниче-
ство с работодателями, практика студентов на предприятиях, долго-
срочные договоры, участие в ярмарках вакансий, центры содействия
трудоустройству. Кроме вузовских центров на площадках наиболее
крупных учебных заведений работают межвузовские региональные,
они консолидируют заявки работодателей и обрабатывают информа-
цию о выпускниках большинства образовательных учреждений субъ-
екта Федерации.
Кроме того, вузы готовят студентов по спецзаказам; почти непре-
рывно идут конференции, на которых обсуждается, как помочь моло-
дым специалистам найти рабочее место. Но проблема остается — вы-
пускник и работодатель никак не могут «найти» друг друга.
Эксперты выделяют комплекс проблем, реализация которых на
уровне вуза позволит эффективно решать вопросы трудоустройства и
адаптации к профессиональной деятельности выпускников. Это и
необходимость развития всестороннего сотрудничества образова-
тельных учреждений с работодателями, и создание системы инфор-
мирования молодых специалистов о каналах и возможностях трудо-
устройства, и, конечно, улучшение качества подготовки по специ-
альностям [3].
Работодатели, действующие в «молодежном» секторе рынка
труда, также имеют разные подходы к реализации своих стратегий
поведения на рынке труда молодых специалистов. Анализ склады-
вающейся практики показывает, что собственные формы работы с
молодыми специалистами разрабатываются в основном крупными
компаниями. Программы набора в таких компаниях проходят в со-
ответствии с современными разработками в области кадрового ме-
неджмента, адаптированными к условиям и потребностям конкрет-
ного предприятия. Они проводятся высококвалифицированными
специалистами и ориентированы на то, чтобы отобрать выпускни-
ков, нацеленных на карьерный рост и отвечающих очень высоким
требованиям и в области профессиональной подготовки, и по лич-
ностным характеристикам, т. е. тех, кто на рынке труда востребован.
Эффективное сотрудничество вузов с организациями и фирмами,
предлагающими систему стажировок-практик, проективных заданий и
иных современных форм соучастия студента в работе фирмы, включе-
ние данных форм в учебный процесс, позволит работодателям увидеть
молодого специалиста «в деле», оценить его знания, умения, навыки и