Современные алгоритмы управления трудоустраиваемостью выпускника вуза
3
доустройства, освоение новых методов адаптации на рынке труда,
различных способов выстраивания своей карьеры, и как социальная
технология, проявляющаяся и осваиваемая на личностном уровне
каждым студентом, повышающая его конкурентоспособность во
внешней среде.
В данном случае технологизация отвечает субъективному стрем-
лению человека определить тот естественный алгоритм — модель
поведения — в условиях изменяющейся социальной реальности, ко-
торый повысит эффективность его взаимодействия. А выпускник ву-
за, используя действующие алгоритмы — эффективные модели пове-
дения на рынке труда — будет проявлять себя в статусе субъекта
рынка труда, акцентируя свою деятельность на продуктивную моти-
вацию, ориентируясь на выработку профессиональной пригодности и
овладение надпрофессиональными компетенциями.
Анализ показывает, что современная практика трудоустройства
выпускника российского вуза еще во многом синонимична поиску
работы и осуществляется в условиях рынка практически стихийно —
либо самим выпускником, либо соответствующими структурами. Си-
стемность, а тем более алгоритмичность данным видам социальных
практик мало присуща.
Раньше государственная система распределения неплохо решала
проблемы трудоустройства и социальной защиты молодых специали-
стов. Выпускник высшего и среднего специального учебных заведе-
ний обеспечивался работой в соответствии с полученной специаль-
ностью и квалификацией. И, как следствие, количество молодых спе-
циалистов и профиль их подготовки соответствовали требованиям
экономики страны. С утратой института государственного распреде-
ления нарушены и институциональные практики трудоустройства
молодых специалистов, изменилось положение выпускников вузов
на рынке труда.
Во-первых, претерпело изменение и само понятие «молодой спе-
циалист». Если в условиях плановой советской экономики это поня-
тие распространялось на выпускников вузов, обязанных три года от-
работать по распределению на конкретном предприятии или в орга-
низации, то сегодня молодыми специалистами принято считать тру-
доспособную молодежь в возрасте 22—27 лет, получившую высшее
образование и подготовленную в профессиональном плане.
Во-вторых, изменилось и само положение молодых специалистов
на рынке труда. В советское время выпускнику вуза не требовалось
подкрепления полученных во время учебы знаний практическим
опытом. Предполагалось, что решение данных проблем, а также
начальная профессиональная и социальная адаптация, как правило,
укладываются в отрезок времени существования его в статусе моло-
дого специалиста. Современное положение молодых специалистов