Н.В. Оплетина
2
ниях, связанной с развитием новых технологий, изменением структу-
ры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ро-
стом конкуренции.
Новые требования к качеству человеческого потенциала уже се-
годня формируются на рынке труда в виде компетенций, обозначае-
мых работодателями, в том числе и у молодых специалистов: все бо-
лее востребованы специалисты с высоким уровнем образования, вы-
сокими коммуникативными компетенциями, ответственные и испол-
нительные. Развитие технологий влечет постоянные изменения в
смысловом наполнении профессий и специальностей, в экономике
появляется все больше новых специальностей.
В системе профессионального образования подготовка выпускни-
ков вузов к современному рынку труда является очень важной. Обще-
ство в лице работодателя является заказчиком на «продукцию» образо-
вательной сферы, которая, в свою очередь, должна удовлетворять эту
потребность и при этом не ориентироваться на сиюминутный спрос, а
осуществлять долгосрочный прогноз, реализуя своеобразный маркетинг
рынка труда.
Данная проблематика нашла отражение в документах Болонского
процесса, где трудоустраиваемость выпускников вузов была обозна-
чена как одна из основных целей создания общеевропейского про-
странства высшего образования. В транскрипции Болонских согла-
шений трудоустраиваемость выступает как некая способность или
свойство выпускника вуза, которое он должен осваивать в процессе
учебы и демонстрировать на рынке труда [2]. Ввиду этого перед
высшими учебными заведениями встает задача помощи студентам в
идентификации и формировании навыков для успешной трудоустра-
иваемости. Это должно быть встроено в программы обучения и при-
вязано к национальным структурам квалификаций, а также к потреб-
ностям непрерывного профессионального развития в будущем.
Например, Европейская комиссия выступила с инициативой повы-
шения мобильности человеческого капитала на европейском рынке
труда и предложением о взаимном признании академических квали-
фикаций. Требования к квалификациям разрабатывают совместно
академические сообщества, представители работодателей и профес-
сиональных организаций, а также соответствующие правительствен-
ные структуры. Это помогает вузам разрабатывать модули и учебные
программы на основе результатов обучения и кредитов, а также об-
легчает признание квалификаций и всех форм предшествующего
обучения. Поиск лучших инструментов предвидения успешной прак-
тической деятельности на будущем рабочем месте рассматривается
как отправная точка наряду с измерением знаний и интеллектуаль-
ных особенностей.
В современных условиях трудоустраиваемость выпускников ву-
зов выступает и как приобретение компетенций в разных сферах тру-