Современные алгоритмы управления трудоустраиваемостью выпускника вуза
7
поможет выпускнику адекватно увидеть свои возможности в будущей
профессии.
Современный работодатель, желающий отвечать новым вызовам,
стремится обеспечить большую гибкость наемного труда через рота-
цию рабочих мест, разнообразие рабочих операций, повышение адап-
тивности, разнообразие трудовых навыков, непрерывное обучение,
внедрение гибких графиков рабочего времени и т. п. Глобальная кон-
куренция выдвигает на первый план высокообразованных людей сво-
бодных профессий. Подобных специалистов называют универсальны-
ми или транспрофессионалами [4]. Они должны быть готовы за счет
своего мышления и способов организации деятельности работать в
различных профессиональных средах. Для них неважно положение в
той или иной организационной структуре, они могут свободно входить
в нее и покидать, создавая для решения какой-либо комплексной про-
блемы адекватные формы организации — проектные команды. Для
транспрофессионалов характерны свободное использование разнооб-
разных методов для решения творческих задач, отказ от формальных
стандартов, креативный стиль мышления, ситуативный подход по от-
ношению к структурным составляющим организации.
Важная роль в процессе согласования интересов участников рын-
ка труда при решении проблем трудоустраиваемости принадлежит
государству. Сегодня именно государство является активным рефор-
матором данного процесса. Именно на устранение диссонанса между
рынками образования и труда направлена, например, двухуровневая
система: четыре года вуз будет учить на бакалавров всех, а потом
лучших возьмет в науку — в магистратуру, остальных по своим
стандартам будут доучивать предприятия.
В настоящее время для улучшения положения молодежи на рын-
ке труда государством предусмотрена система мероприятий. Это:
налоговая льгота; компенсация работодателям расходов, связанных с
привлечением и использованием труда молодых людей; организация
временной занятости; социальная и психологическая адаптация вы-
пускников учебных заведений; реализация проектов развития моло-
дежного предпринимательства, самозанятости и многое другое.
В настоящий момент эксперты фиксируют наличие определен-
ных этапов эффективной адаптации молодых специалистов на рынке
труда, которые отличаются между собой в содержательном плане [5].
На разных этапах процесса трудоустройства выпускнику необходимо
демонстрировать как общепринятые, так и инновационные образцы
поведения, от чего зависит конструктивный потенциал используемых
им социальных алгоритмов.
Первый важный этап в процессе адаптации — выбор общей стра-
тегии поиска работы. Как правило, сегодня большинство соискателей
не понимают важности данного этапа. На сегодняшний день многие