Современные алгоритмы управления трудоустраиваемостью выпускника вуза
5
на личностные качества выпускника. Кстати, данная тенденция ста-
новится повсеместной.
Серьезной проблемой для современных выпускников становится
сам процесс трудоустройства, который в современных условиях тре-
бует маркетингового подхода и очень часто связан с определением
«продажной стоимости продукта», в качестве которого выступает
выпускник вуза. Такие модели поведения сегодня готово демонстри-
ровать лишь небольшое количество выпускников российских вузов.
Во многом такое положение объясняется тем, что в процессе трудо-
устройства кандидату важно представлять, что именно ожидает его
на каждом этапе, чтобы демонстрировать эффективные образцы по-
ведения.
Многие эксперты говорят о формировании секторов современно-
го рынка труда. Процесс далек от стадии стабилизации, но уже мож-
но в общих чертах говорить, например, о секторе молодых специали-
стов на рынке труда. В «молодежном» секторе современного рынка
труда уже наметились определенные тенденции, формируются пра-
вила игры, обозначились основные игроки и основные стратегии их
поведения на рынке.
Сегодня в молодежном сегменте рынка труда действуют не-
сколько основных факторов: работодатели, кадровые агентства, вы-
пускники, вузы и государство. При этом их взаимодействие малосо-
гласовано и в целом неэффективно.
Вузы сегодня вынуждены также становиться активными участ-
никами процесса трудоустройства своих выпускников, а следова-
тельно, ориентироваться на потребности российского рынка труда.
Ведь востребованность выпускника на рынке труда выступает инди-
катором эффективной деятельности современного вуза. На первый
взгляд вузы имеют возможности самостоятельно трудоустраивать под-
готовленные ими кадры. По решению Министерства образования РФ
создана система содействия трудоустройству и адаптации к рынку
труда выпускников учреждений профессионального образования, ос-
нова которой — вузовские центры трудоустройства. Они призваны
наладить взаимодействие между вузами и промышленностью, повы-
сить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда, опре-
делить стратегию вуза в отношении выпуска специалистов. Но со-
временная практика показывает слабую эффективность созданных
центров. Необходимо изменить роль и значение центров содействия
трудоустройству в высших учебных заведениях, сориентировав дан-
ные структуры на маркетинговые формы работы с внешней средой,
сделав их площадками для встречи работодателей и студентов, раз-
нообразить формы работы с организациями по вопросам профессио-
нального становления и будущего трудоустройства молодых специа-
листов. Именно данные центры должны помогать молодому специа-