Закономерность и случайность в истории и историографическом контексте - page 7

Закономерность и случайность в истории и историографическом контексте
7
ствуют; герои ведут, толпа бредет за ними, и прекрасный пример то-
му представляют собой Маркс и марксисты» [21, с. 114; 22].
В марксистском же обрамлении познавательная процедура сво-
дилась к упрощенному и неверному умозаключению: если какое-то
событие произошло, значит, оно и должно было произойти. По ха-
рактерному суждению Г.В. Плеханова, «…события совершаются под
влиянием какой-то скрытой необходимости, действующей, подобно
стихийным силам природы, слепо, но сообразно известным непре-
ложным законам» [20, с. 19].
Очевидно, что марксистский подход намеренно акцентирует ин-
вариантность исторического развития, но в современной историо-
графии все более ангажируется альтернативность как смыслополага-
ющая сердцевина истории. И в этом принципиальном противопо-
ставлении остро ощущается разнонаправленность их познавательных
векторов. Однако для того чтобы рассматривать историю исключи-
тельно в провиденциалистской тональности, серьезных оснований
нет. В реальности случайность расцвечивает историческую картину
разнообразием ярких, во многом неповторимых красок. В результате
прошлое становится значительно более многомерным и, следова-
тельно, адекватным.
Намного более акцентированно, нежели в марксистской теории,
эти гносеологические нюансы были учтены немецким социологом
М. Вебером, обосновавшим понятие «харизматический лидер». Как
известно, в психологии харизма — наделение личности свойствами,
вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее
возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для
больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процес-
се сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исто-
рических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписывают-
ся все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его
прославлением [23, с. 438].
Поскольку харизма — особый божественный дар, небесная благо-
дать, ниспосланная свыше, харизматический вождь обладает умением
осознать интересы народных масс, выразить их в виде лозунгов и бла-
годаря этому увлечь массы за собой. Следовательно, харизматический
лидер является великолепным знатоком социальной психологии.
На горизонте исторического пространства таковые появляются лишь
изредка. Как подчеркивал М. Вебер, «преданность харизме пророка или
вождя на войне... как раз и означает, что человек подобного типа счита-
ется внутренне «призванным» руководителем людей, что последние
подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что
верят в него... В двух важнейших в прошлом фигурах: с одной стороны,
мага и пророка, с другой — избранного князя-военачальника, главаря
банды, кондотьера — вождизм как явление встречается во все истори-
ческие эпохи и во всех регионах» [24, с. 647, 648].
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11
Powered by FlippingBook