Эволюция и экология мироздания:постановка проблемы, методология исследования
7
Это не вещь. Это понятие, которое применяется в отношении беско-
нечного и конечного, духовного и материального, действительного и
возможного. Наше знание Бога является следствием логических опе-
раций, но что такое Бог? В «Трактате о первоначале» Дунс Скот
сравнивает Вселенную с огромным деревом, корень которого — первая
материя, ствол — видимое вещество, ветви — физические тела, ли-
стья — организмы, цветы — человеческие души, а плоды — ангелы.
Первым из философов христианского мира он становится в космоло-
гии на точку зрения генетическую, ясно и решительно высказав идею
постепенного развития. Основа нашего знания состоит в единичном
опыте, который ничего не говорит о существовании Бога. Естествен-
ное же знание о нем невозможно. Это значит, что теология как наука,
в основе которой нет точных доказательств, невозможна. Существует
только один способ проникновения в суть вещей — смотреть и по-
нимать при помощи логических построений. Ибо несомненно то, что
вещи не являются тем, что они есть. Ведь они могут быть иными. Так
что истинные суждения, которые мы выводим из них, суть условные
истины.
Бытие как сущее постигается разумом на пути доказательно-
демонстративного процесса, основные составляющие которого —
абстракции, логика и аналитика. А все те знания о сущностях, кото-
рые никак не могут быть проверены на опыте, т. е. выведены с по-
мощью самоочевидных принципов из существования вещей, должны
устраняться, срезаться лезвием бритвы как излишние, неэкономные,
считал Оккам. Отсюда — интерес к анализу конкретных проблем и
курс на уточнение употребляемых терминов в отношении обозначае-
мой ими реальности, на количественные методы оценки процессов,
что стимулировало развитие экспериментальных исследований и
внедрение математики в физику.
Дунс Скот хорошо знал, о чем говорил. В Англии преобладал
номинализм с его акцентом в сторону опытного естествознания.
Здесь также выходят обобщающие труды — Иоанна Дамблтона
«Сумма логики и естественной философии», Ричарда Суисета «Книга
калькуляций» в 16 трактатах (это его Лейбниц позже назовет пионе-
ром в становлении математического мировоззрения).
Среди работ одного из основателей Оксфордского университета
Роберта Гроссетеста (ок. 1168 — ок. 1253) выделяются труды по ис-
следованию природы «О свете, или О начале форм», «О конечности
движения и времени», в которых он стремился согласовать квалита-
тивную физику Аристотеля с формально-математическим описанием
реальности у Платона. Если ранее метод Платона имел отношение
лишь к объектам астрономии, то отныне он применим к предметам и
явлениям земного мира. В математике имеется та абсолютная досто-
верность (тождество чувственно воспринимаемого и умопостигаемо-