Эволюция и экология мироздания: постановка проблемы, методология исследования - page 10

Г.И. Ловецкий, Н.А. Гаврикова
10
Таким образом, представители поздней схоластики противопо-
ставили необходимому и универсальному знанию науку об особен-
ном и пробабилизм как ее метод (знание является только вероятным,
так как истина недостижима). А средневековые физики, опираясь на
понятие «импетус»,
на еще примитивные концепции тяготения и
виртуальности, которые были заимствованы из теологии, критически
подошли к теории движения античности, согласно которой счита-
лось, что внешние звездные сферы вращают ангелы. Но если движе-
ние не нуждается в подталкивающей силе, то, возможно, мы можем
двигаться, не вполне осознавая этого? А что, если и Земля вращает-
ся? Научная парадигма импетуса, авторство которой приписывают
ректору Парижского университета Жану Буридану (1300—1358), бы-
ла использована для объяснения множества феноменов: от кузнечной
наковальни и маятников до небесных тел, движение которых стало
пониматься наподобие скачущих мячей. Теория импетуса оказалась
также способной дать вразумительное объяснение движению враща-
ющегося волчка. В трудах французского философа и теолога Нико-
лая из Отрекура (ок. 1300 — ок. 1350) сделан вывод об отсутствии
логической необходимости в существовании причинно-следственной
связи между явлениями (она недоказуема и эмпирическим путем, де-
монстрирующим лишь последовательность явлений относительно
друг друга).
Если Земля вращается (к выводу придет Коперник), то уже нет
необходимости считать, что вращается и небесная сфера, на которой
закреплены звезды. Более того, звездам вовсе не надо находиться на
такой сфере — они могли просто висеть в небе на любом расстоянии
от Земли, и если это так, то, возможно, и на самых различных рассто-
яниях друг от друга.
Но до него решительный шаг делает Николай Кузанский
(1401—1464). Различение субстанций и акциденций, которое обос-
новал Аристотель и которое критиковали поздние схоласты, теряет у
него свою силу. Сущность понимается теперь как инвариант варьи-
рования форм объектов, как отношение (равенство) и как связь.
Сущность — это скрытая глубина, источник того, что на поверхности
выступает как многочисленные, не связанные между собой опреде-
ленные качества, которые мы и должны изучать, усматривая скры-
тую глубину. Выходит, что сущность — это некий закон, выражае-
мый функциональной зависимостью. Если существует природа клас-
са вещей, то должна быть и природа сущего в целом, природа Все-
ленной. Кузанский создает новую онтологию, в которой существен-
ными являются генезис форм, их преобразования и взаимосвязи. Ме-
тодом познания мира становятся не эмпирические абстрагирование и
обобщение, а воспроизведение в мышлении (в мысленном экспери-
менте) шагов порождения формы — выведение ее от первоначала до
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14
Powered by FlippingBook