Эволюция и экология мироздания: постановка проблемы, методология исследования - page 11

Эволюция и экология мироздания:постановка проблемы, методология исследования
11
ее конкретности. Он разрабатывает оригинальный философский
язык, вводит такие новые понятия, как бесконечность, единство —
равенство — связь, акт — потенция, свертывание — развертывание,
принципы совпадения противоположностей, а также максимума и
минимума [12]. Появляется реальная возможность взглянуть на сре-
ду, в которой пребывает объект, как на функциональную систему, в
которой среда вовсе не является простым физическим окружением
объекта, а выступает ресурсом, фактором по отношению к нему.
Получается, что сквозь любую единичную вещь можно войти в
мастерскую самой природы, достигнув ее производящих начал. Ис-
кусство (техника) отныне не противопоставляется природе, не пони-
мается как набор ухищрений, с помощью которых человек обманы-
вает природу, а напротив, осознается как открытие сущностных сил
самой природы. В технике человек не насилует, не обманывает при-
роду, а извлекает из нее ее собственные неосуществленные возмож-
ности. Техника есть мощь самой природы, продолжающей творить с
помощью человека, восполняющего ее творческим умом. Кузанский,
несмотря на высокий церковный сан, часто экспериментирует. Он
изобретает прибор для измерения влажности воздуха (гигрометр) и
линзу, которая преобразует параллельный пучок лучей в расходя-
щийся (применяется для коррекции зрения при близорукости).
Так что к моменту, когда Коперник вводит новую точку система-
тизации объектов Солнечной системы, метафизический сдвиг уже
произошел. Формально совершенствуя систему правильных кругооб-
ращений Птолемея, он уже не был связан метафизическим образом
космоса Аристотеля. Мысленно Коперник обитал в неопределенной
и полицентричной Вселенной, занимал точку зрения, не связанную
ни с каким привилегированным положением во Вселенной.
В истории науки смутной остается связь прорывных идей Кузан-
ского и последующего всплеска интереса к проблемам вероятности.
Можно лишь предположить, что, в отличие от философских работ
мыслителя, выпавших из поля зрения на 200 лет, исследование им не-
определенностей движения шара, имеющего выемку, дали свои пло-
ды [13]. Известно лишь, что Лука Пацциоли (1445—1509), автор кни-
ги об арифметике, геометрии и пропорциях, кратко называемой «Сум-
мы», заложил основы систематического анализа вероятности — наме-
рения нашего знания о том, что что-то должно произойти. Джироламо
Кардано (1500—1571), врач и математик, автор книги «Великое искус-
ство» и «Книги о случайных играх», приложил немало сил для реше-
ния головоломок Пацциоли и фактически заложил теоретические ос-
нования комбинаторики. Не обошел стороной эту тему и Галилео Га-
лилей, а дальше эти работы восходят к именам Лапласа с его «Опытом
философии теории вероятностей», «Аналитической теорией вероятно-
стей» и Гаусса с его геодезическими измерениями кривизны Зем-
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14
Powered by FlippingBook