Эволюция и экология мироздания: постановка проблемы, методология исследования - page 6

Г.И. Ловецкий, Н.А. Гаврикова
6
существование) для доказательства возможности перехода от «ни-
что» к бытию.
Переоткрытие трудов Аристотеля в Средние века содействовало
и более глубокому пониманию новых объектов познания: дух, душа,
творение мира. Образцом систематизации накопленного знания ста-
новятся Сентенции, или Суммы — краткий охват разнообразного,
систематизированные собрания научного материала [10]. Наиболее
выдающимся из всех теологических трактатов является «Сумма тео-
логии» Фомы Аквинского (1225—1274), где, используя философию
Аристотеля для изложения, обоснования и систематизации догмати-
ки и морали, рассматривает философские предметы с точки зрения
теологии. Методами исследования являются систематический и ис-
торический.
Предпринимаются попытки построения доказательств бытия Бо-
га. Космологическое доказательство в горизонтальной форме обра-
щается к прошлому, к причине начала мироздания (ее разрабатывал
Бонавентура, жил с 1218 по 1274 г.). Доказательство в вертикальной
форме основывается на бытии Вселенной, которая существует сейчас
(ее разрабатывал Фома Аквинский). Основная идея доказательства
состоит в следующем: поскольку вместо абсолютного небытия чего
бы то ни было существует Вселенная, то ее причиной должно быть
что-то внешнее по отношению к ней. Это рассуждение опирается на
закон причинности, который утверждает, что каждое финитное, воз-
можное в своем существовании существо имеет в каждый данный
момент причину, отличную от него самого. Суть таких доказательств
состояла не только в прояснении понятия о Боге, но также в выявле-
нии некоторых общепринятых представлений о движении, причин-
ности и закономерности, которые, несмотря на их самоочевидность,
нуждались в уточнении. Бытие стало пониматься как самосохраняю-
щееся, как причина самого себя.
Номиналисты также не разрывают связь с учением Аристотеля,
но дают иную трактовку его учению о первичной сущности как еди-
ничном индивиде: любая вещь вне души единична, и только в позна-
ющей душе возникают общие понятия. Отсюда следует, что сущ-
ность (субстанция) утрачивает свое значение самостоятельного су-
щего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия поми-
мо субстанций. Бог может создать любую акциденцию, не нуждаясь
для этого в субстанции. Различение субстанциальных и акциденталь-
ных форм теряет свое значение. Главное понятие учения Фомы Ак-
винского — понятие субстанциальной формы — не считается отныне
необходимым.
Критический водораздел — работы Дунса Скота (1266—1308) и
Уильяма Оккама (1284—1350). Если содержанием метафизики явля-
ется бытие как таковое, то что такое бытие? — спрашивал Скот.
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook