Эволюция и экология мироздания: постановка проблемы, методология исследования - page 4

Г.И. Ловецкий, Н.А. Гаврикова
4
тральном положении Солнца по отношению ко всем планетам также
восходит к античности, ее мы находим у пифагорейцев и Аристарха
Самосского (ок. 250 г. до н. э.), однако она не была принята. Систе-
матизацию сфер завершает Птолемей (70—147).
Первыми на вопрос о том, как все это возникло, ответят атоми-
сты: природа не создана сверхъестественными силами, ее необходи-
мо и возможно понять через нее саму, признав наличие причинно-
следственной связи явлений. Они заложили основу систематизации
природных объектов.
Подлинным методологом систематизации был Аристотель. Ему
принадлежит принцип целесообразности, гласящий, что природа и
Бог ничего не делают зря, а создают все самое совершенное.
Основав физику как научную дисциплину, дав обоснование двум
методам научного исследования (индукция вытекала из суммирования,
дедукция — из обобщения), Аристотель выделил космологический ас-
пект: мир предстал как огромная, но не бесконечная сфера, которая
имеет центр — начало всех координат. Небо возникло и оно будет су-
ществовать вечно, считал Платон, однако это не так. Допустим, писал
Аристотель, что космос образовался из элементов, которые прежде
находились в другом состоянии, следовательно, он не может быть не-
уничтожимым. Анаксимен, Анаксагор и Демокрит считают Землю не-
подвижной, так как она плоская. Наблюдения же показывают, что Земля
не только покоится в центре, но и движется к центру, а околоземный
мир непосредственно связан с обращением небес.
Не умаляя этой задачи, Аристотель пытается в логике формооб-
разования рассмотреть ход мировых событий. Так появляются трак-
таты «История животных», где он разделяет животных по различиям,
«О частях животных», где говорится о том, почему животным при-
суще то или другое, а также «О возникновении животных».
Актуальность учения об основаниях классификации не утрачена
и сегодня [7]. На языке Аристотеля и основание классификации, и
значение этого основания, и обособляющий признак, и существен-
ный признак, полагаемый в основание классификации, называются
различением рода. Различие у Аристотеля может быть разной степе-
ни универсальности: от наиболее универсального (основание) через
различия вплоть до далее неразличимых различий (знания основа-
ния), универсальных различий (значение основания). Вообще, он
признает определения видов родов по двум и более различиям
(именно по различиям, а не сходствам и несходствам и различиям, и
не сопутствующему и различию).
У Аристотеля получается, что опыт дает нам знание о соподчи-
ненности эмпирических представлений (целое и часть, или же просто
объемлющее и объемлемое), но не удовлетворяет наличие именно
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,...14
Powered by FlippingBook