Т.Ю. Бородина
6
Однако сегодня наблюдается тенденция к тому, что больший
успех в работе над ошибками достигается тогда, когда мы поощряем
студентов обнаруживать свои собственные просчеты и ошибки их
сокурсников, поскольку при таком подходе учащиеся более активно
участвуют в процессе обучения. Они предпочитают, чтобы им дали
время подумать и дать правильную форму вместо того, чтобы препо-
даватель сделал это за них. Принимая во внимание эти особенности,
возможно, самым эффективным путем будет поиск и исправление
ошибки в неправильном варианте, т. е. задания типа «Определите
правильное или неправильное высказывание. Исправьте, если необ-
ходимо».
Другая стратегия по осуществлению обратной связи — использо-
вание видеозаписи. Многие преподаватели практикуют осуществле-
ние видеозаписей на занятиях по иностранному языку, подобно тому
как тренер записывает тренировку своих подопечных с последую-
щим разбором. Работа с видеозаписью может строиться на уроке ан-
глийского языка по следующей схеме:
1. Вначале студенты готовят презентацию в PowerPoint на 3—4 ми-
нуты по теме модуля или по какому-либо грамматическому аспекту.
2. Затем, в день презентации, все файлы сохраняются на компью-
тере, который должен быть связан с проектором. По мере того как
каждый студент делает сообщение, другие студенты оценивают до-
клад выступающего при помощи шкалы от 1 (самый низкий балл)
до 5 (отлично) по таким пунктам, как положение (поза) говорящего,
зрительный контакт, интонация, четкость речи, словарный запас,
беглость, грамматическая правильность и общее впечатление. После
презентации оценки передаются выступающему. Эта процедура поз-
воляет студенту получить немедленную обратную связь от его
сверстников и преподавателя. Один из студентов может вести видео-
съемку.
3. Далее преподаватель показывает одноминутный видеосегмент
каждого выступления, позволяя каждому студенту увидеть себя.
Следует сказать о том, как меняется отношение студентов к этой
стратегии по обеспечению обратной связи в течение семестра. Вна-
чале студенты выражают беспокойство и стеснительность, а порой и
нежелание. Особенно это относится к тем, кто не подготовился
должным образом. Однако после того как эта стратегия повторяется
дважды или трижды за семестр, студенты неизменно сообщают, что
извлекли уроки из этого: уровень беспокойства снижается с приобре-
тением опыта, и они уже могут самостоятельно исправлять многие
ошибки в произношении и грамматике [7].
Четвертая заметная особенность молодого поколения — склон-
ность к развлечению и играм. Игры традиционно ассоциируются с
отдыхом, а если говорить о занятиях, то они обычно включаются в
учебный процесс в начальной и средней школе. Однако нельзя сбра-