Коммерческий потенциал сетевого пространства: социокультурный контекст
13
Интернета (социальных сетей и блогосферы), в которых пользовате-
ли делают друг другу виртуальные подарки и оплачивают виртуаль-
ные потребности.
Виртуальные подарки продаются практически во всех крупных
социальных сетях (mail.ru, Livejournal, Facebook и т. д.). Существуют
и отдельные сайты, на которых можно заказать и отправить вирту-
альный подарок [48]. Оплата производится различными способами, в
зависимости от возможностей сайта: через sms, кредитную карту,
webmoney и т. д. Можно купить также возможности по совершен-
ствованию работы со своей страницей, улучшению поиска опреде-
ленной информации или допуска к ней. Для сообщества Livejournal,
например, покупка платного аккаунта — это:
•
Полный контроль над оформлением своего журнала.
•
Возможность иметь 30 контактов вместо 6.
•
Возможность подключить к своему журналу Google Analytics.
•
Отсутствие рекламы на страницах блога.
•
Возможность создавать собственные гаммы настроений.
•
Возможность вставлять опросы в свои записи и т. д.
•
Возможность фильтровать записи по уровню доступа в соб-
ственном и других журналах и т. д. [49].
Одной из важных составляющих самопрезентации в Интернете
является юзерпик
2
(небольшая картинка, идентифицирующая челове-
ка или его виртуальную личность). Поэтому пользователи стараются,
чтобы юзерпик был оригинальным и содержал качественное изобра-
жение, особенно если он содержит собственную реальную фотогра-
фию. Это обусловило наплыв предложений платных услуг по созда-
нию юзерпиков (предложения исходят от частных лиц и от специали-
зированных сайтов) [50]. Данный сайт продает юзерпики на вкус
заказчика, оплата производится по sms. Этот частный пример пока-
зывает, что виртуальные платные услуги направлены на создание и
поддержание имиджа в Интернете и комфортное существование вир-
туальной личности.
К основным имиджевым составляющим относится все то, с чем
ассоциируется объект: изображение, стиль и содержание речи или
текста (в зависимости от степени одушевленности объекта), репута-
ция. Кто и как предоставляет услуги имиджевые услуги см. в табл. 5.
Онлайн-игры и социальные сети активно развиваются, а это зна-
чит, что с ними расширяется и индустрия виртуальных товаров и
услуг. И поскольку виртуальная реальность Интернета «питается»
реальной жизнью, спектр товаров и услуг приближается к реальному,
как это случилось уже, например, с виртуальным сексом.
2
Юзерпик — от англ.
user
— пользователь,
picture
— картинка.