Н.Г. Багдасарьян, В.Л. Силаева
20
Nakamoto в 2009 году. Во-вторых, анонимны владельцы этой валюты.
И в-третьих, эмиссия этой валюты осуществляется посредством
пользователей, имеющих мощный компьютер с установленной на
нем программой-клиентом и сетевое подключение. На первых этапах
«игры» с биткоином не вызывали особого ажиотажа. В 2010 году
первые 1 000 биткоинов официально были проданы по цене 0,3 цента
за каждый. В течение 2011 года курс биткоина вырос до 29,57 дол-
лара и упал до 5 долларов. В 2012 году курс стал расти стремитель-
ными темпами, при этом эмиссия замедлилась в два раза. 28 января
2013 года стоимость биткоина превысила 1 000 долларов.
Однако пока в мире не сформировалось консолидированное
мнение по поводу того, как относиться к биткоину. Например, в
Штатах виртуальная валюта считается законной финансовой услу-
гой, в Германии — вариантом частных денег, а в Сингапуре — то-
варом. С октября 2013 года новой валютой можно оплатить обуче-
ние в Университете Никосии. Среди крупных компаний, принима-
ющих биткоины, — разработчик игр Zynga, космический туроператор
Virgin Galactic, российский производитель часов «Ракета».
Совсем недавно существовали прогнозы о том, что биткоин зай-
мет место доллара или евро и изменит жизнь людей больше, чем Ин-
тернет. Сегодняшние опасения связаны не только с финансовым ас-
пектом представленности новой валюты, но и с ее социальным стату-
сом: в отличие от традиционных денег, биткоины не привязаны к
какой-то стране (и потому любые политические события или даже
высказывания могут влиять на их курс) и с их помощью может осу-
ществляться финансирование террористов или отмывание денег.
Итак, обзор процессов и форматов коммерциализации Интернета
показывает, что экономическая составляющая глобальной сети содер-
жит огромный потенциал увеличения производительности и конку-
рентоспособности бизнеса. Формируется новая экономика, особенно-
сти которой еще не осмыслены в полной мере. Такая экономика харак-
теризуется не только виртуализацией бизнеса, но и возникновением
новых его форм, коммуникативных бизнес-процессов, обусловленных
возможностями Интернета, его гибкостью и адаптивностью. Эти фор-
мы, с одной стороны, возникают как ответ на потребности людей, а с
другой — провоцируют все новые и новые потребности. Новая стихия
интернет-индустрии, между тем, может иметь как позитивные, так и
негативные социокультурные коннотации. В современной Сети еще
живет романтическая идея его первопроходцев о том, что киберпро-
странство принадлежит лишь немногим, избранным, допущенным в
него. Именно это питает отрицательное отношение к его коммерциа-
лизации. Между тем стремление бизнеса получить максимальную
прибыль в короткие сроки наталкивается на реальный потенциал Ин-
тернета как источника экономического и социального процветания.