"Schulmethodus" Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве - page 7

«Schulmethodus» Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве
7
В случае болезни мальчика или девочки учитель обязан провести
с ним (с ней) дополнительные индивидуальные занятия [11].
Интересна теория наказания у Рейера. Дисциплина и наказание
должны быть, по его мнению, умеренными, чтобы дети не утратили
желание учиться. «Наказывать ребенка нужно с любовью...» [11], —
пишет педагог и, хотя подобное выражение звучит довольно странно,
оно демонстрирует, насколько далеко вперед шагнула в этом вопросе
педагогика XVII века по сравнению со Средневековьем. Однако су-
ществуют провинности, за которые все же следует прибегнуть к роз-
гам. Рейер особенно подчеркивает, что нельзя бить детей в том слу-
чае, если они не могут учиться, не всё понимают, а только тогда, ко-
гда они не хотят учиться и посещать уроки, или за хулиганство [11].
Кроме того, он устанавливает своего рода критерий для наказания
розгами — сначала трижды должны быть предприняты попытки сло-
весного внушения. И все же вовсе отказаться от побоев в школе или
запретить их, по мнению Рейера, нельзя, только применять их надо
не на уроке, а после. Он пишет, что хорошо понимает детские страхи
по этому поводу и считает их движущими силами в процессе обуче-
ния [11].
Утверждая таким образом несколько новый подход к проблеме те-
лесного наказания, Рейер не останавливается на этом. Он предлагает
принципиально новый способ воздействия на провинившихся учени-
ков — читать и учить наизусть псалмы, а также произносить их вслух
перед классом [11]. Неизвестно, насколько подобный метод был про-
дуктивен в плане нравственного и религиозного воспитания, но на
развитие и тренировку памяти он, видимо, влиял положительно.
Достаточно подробно в работе рассматривается процедура вы-
пускного (из начальной школы) экзамена [11]. В его проведении
участвовали светские власти и родители. Видимо, с целью возможно-
сти максимального привлечения последних экзамены проводились в
период, свободный от празднества урожая. К. Шмидт отмечает так-
же, что экзамен в школах княжества (герцогства) Гота являлся своего
рода формой контроля отчетов учителей [2]. Представляется неоспо-
римым, что публичная форма экзамена является отголоском средне-
вековых диспутов.
Знания и умения, которые необходимо показать на экзамене при
переводе в старшие классы, вписываются в определенный минимум,
являющийся своего рода стандартом начального образования той
эпохи. Ученик должен был: умело читать по-немецки и понимать
книги на других языках; знать наизусть катехизис Лютера и его тол-
кование; хорошо знать библейские тексты (притчи), собранные в
специальной учебной «книжечке» (
Büchlein
); знать наизусть «
Loci
Communes
» по-немецки; понимать назначение проповеди; прилично
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook