М.А. Полякова
6
создавшей прогрессивные для своего времени работы, которые зало-
жили основы перехода к общему образованию в Германии [10].
Однако успех Рейера в развитии школьного дела зависел не толь-
ко от него. Тюрингия, а точнее ее часть, герцогство Саксен-Гота, ста-
новится в это время крупным торговым и культурным центром [10],
благодаря стараниям и усилиям ее целеустремленного герцога Эрн-
ста Благочестивого. По его поручению Андреас Рейер в 1640 г. по-
следовал в Готу со своей семьей с тем, чтобы построить новую си-
стему школьного образования в местной школе-гимназии, в которой
смог применить не только свой учительский талант, но и новые ме-
тоды преподавания, планирования обучения и др.
«
Schulmethodus
» заслуживает особого внимания среди прочих со-
чинений Рейера. Он представляет собой своеобразный доклад о
необходимости обучения детей. В названии содержится основная
мысль и в конечном итоге главное достижение педагога из Готы:
введение в герцогстве Саксен-Гота обязательного начального образо-
вания. Здесь Рейер обозначает те цели, которые должны быть до-
стигнуты в процессе обучения в младших классах. Это, прежде все-
го, — страх божий, внушаемый посредством изучения катехизиса,
объяснительное чтение, обучение письму, пению и счету [11]. Всему
этому дети должны обязательно научиться с 5 до 12 лет.
Далее в 16 главах автор разъясняет, как и какими методами воз-
можно достижение этих целей. Первая глава посвящена личности
учителя, который прежде всего должен служить ученикам примером
и посредством своего искусства или метода честно и усердно направ-
лять учащихся по всем пунктам обучающей программы [11]. Здесь же
установлены критерии несостоятельности в преподавательской про-
фессии и меры, предпринимаемые к неспособным учителям, вплоть
до их увольнения [11].
Особое внимание автор уделяет соблюдению школьной дисци-
плины, особенно в части посещаемости детьми уроков. Родители и
учителя должны следить за посещаемостью детей и исключать лю-
бые попытки прогулов. С целью отслеживания присутствия учеников
в школе Рейер предлагает вести школьный журнал, куда учитель
должен ежедневно заносить информацию о присутствии детей. Еже-
квартально учителя и священники должны отчитываться с этим до-
кументом перед суперинтендентом или адъюнктом [11]. Тем самым
Рейер не только внес в школу правила четкого надзора за посещаемо-
стью, но и пытался реализовать требование обязательности началь-
ного образования.
Специальному контролю подвергаются также временные рамки
урока — начало и окончание занятия оповещается звонком (
Schlag
der Glocken
) [11].