1
УДК 371:930.85
«Schulmethodus» Андреаса Рейера
и первые немецкие школы в Москве
© М.А. Полякова
Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калуга, 248000, Россия
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к школе и школьному обра-
зованию, что ведет к поискам способов его реформировать. Наблюдаются подоб-
ные тенденции и в нашей стране, тем более что здесь система школьного образо-
вания складывалась и развивалась в контексте немецкой педагогической традиции,
идущей от эпохи Реформации и ее родоначальника М. Лютера. Однако этот факт
не находит достаточного отражения в специальной историко-педагогической
литературе. Деятельность последователей немецкого реформатора, установив-
ших в герцогстве Саксен-Гота в 1642 г. обязательное начальное образование (Эрн-
ста Благочестивого и Андреаса Рейера), вообще неизвестна отечественной педа-
гогике. В то же время программный документ «Schulmethodus», закрепивший обя-
зательность образования в герцогстве для всех слоев населения, явился образцом
для проекта первого школьного устава в лютеранской общине Москвы (1678).
Немецкие школы вели в столице активную просветительскую деятельность, осу-
ществляя обучение не только немцев-лютеран, но и детей других национальностей
и вероисповеданий, позже — и русских детей. Обучение было бесплатным благо-
даря материальной поддержке школ Эрнстом Благочестивым, позднее — царем
Алексеем Михайловичем. Система обучения в первых школах легла в основу даль-
нейшего развития школьного образования в нашей стране.
Ключевые слова:
реформация, «Schulmethodus», призвание (Beruf), начальное обра-
зование, катехизис, школьный устав, лютеранская община, Немецкая слобода,
Офицерская община.
Образование в целом и школьное образование в частности —
важнейший социальный институт, имеющий богатую историю, соб-
ственную логику развития, специфику, меняющуюся в соответствии
с потребностями общества и пониманием им значимости и продук-
тивности определенных задач воспитания и обучения. Интерес к во-
просам организации школьного образования подтверждается посто-
янными реформами в данной области, происходящими, в частности,
в нашей стране на протяжении уже не одного десятилетия.
В России становление системы школьного образования, начавше-
еся в XVIII и продолжившееся в XIX веке, проходило под очевидным
влиянием немецкой школьной традиции, уходящей своими корнями в
XVI столетие и неразрывно связанной с педагогической программой
вождя и идеолога реформационного движения Мартина Лютера
(1483–1546), а также с деятельностью его соратников, учеников и по-
следователей [1]. Реформационное движение в Германии, кроме его