М.А. Полякова
12
Согласно ему, целью школы объявлялась подготовка молодежи в по-
знании собственной веры. Обучать детей следовало катехизису, чте-
нию, письму и арифметике. Для этих целей назначались «надежные»
учителя. С целью лучшего контроля за успехами учеников планирова-
лось проводить два публичных экзамена (весной и осенью), а наблю-
дать за преподаванием должен был приходской священник [12].
Другими словами — это «
Schulmethodus
» в миниатюре, и вряд ли ав-
тор проекта не был знаком с уставом Андреаса Рейера.
Несмотря на необходимость более строгой регламентации
школьного дела в лютеранской общине и соответствие проекта Блю-
ментроста канонам того времени, община не приняла устав [12]. Тем
не менее школа продолжала действовать и исполнять насколько
возможно свое просветительское предназначение. В дальнейшем
школьная сеть расширилась, стали появляться более крупные учеб-
ные учреждения, в том числе русскоязычные, но строились они на
тех началах, которые были заложены в первых протестантских шко-
лах, построенных по принципу Андреаса Рейера и его предшествен-
ников — реформаторов эпохи Мартина Лютера. Несомненно, связь,
которая прослеживается между школьными программными докумен-
тами Саксен-Готы и Москвы, а также очевидное влияние Эрнста Бла-
гочестивого на школьное дело в русской столице требуют дальней-
шего подробного изучения и выявления аспектов и перспектив, кото-
рые послужили источниками для дальнейшего развития образования
в нашем Отечестве.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Полякова М.А.
Педагогическая программа Мартина Лютера: истоки,
содержание, начало реализации. LAP LAMBERT Academic Publishing
,
2014, 192 с.
[2]
Шмидт К.
История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-
историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью
народов
/ Пер. с нем. Эдуарда Циммермана. Т. 3: История педагогики от
Лютера до Песталоцци. Москва, К.Т. Солдатенков, 1880, 760 с.
[3]
Лаптева Л.П.
Мартин Лютер и Филипп Меланхтон в русской педагогиче-
ской литературе XIX — начала XX в.
Вестник Университета РАО, 1998,
№ 9, с. 124–134.
[4]
Филичева Н.И.
Немецкий литературный язык
. Москва, Высшая школа,
1992, 176 с.
[5]
Савина С.Л.
Политика Реформации в области образования. Гуманисти-
ческая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового
времени (исследования и материалы).
Сб. науч. тр. Москва, Изд-во АПН
СССР, 1990, с. 113–121.
[6]
Таценко Т.Н.
Реформация и начальное образование в немецких городах
XVI века. Городская культура. Средневековье и начало Нового времени.
Сб. ст. Ленинград, Наука, 1986, с. 127–151.
[7]
Корнетов Г.Б.
История образования и педагогической мысли.
Москва,
Изд-во УРАО, 2002, 196 с.