«Schulmethodus» Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве
11
жали действовать при старых общинах. В 1670 г. школа стала бес-
платной и принимала детей без различия происхождения, сословия и
вероисповедания [8]. Можно сказать, что тем самым в приходской
московской школе (правда, находящейся на территории Немецкой
слободы) воплотились самые смелые идеи Мартина Лютера о все-
общности и доступности начального образования. В школе дети обу-
чались Закону Божьему, немецкому и латинскому языкам, счету,
письму и музыке [13].
Вспомоществование Эрнста Благочестивого на этом не закончи-
лось. Он еще по крайней мере дважды выделял школе по 200 талеров,
требуя, однако, у пасторов отчета об их использовании. Генерал Бау-
ман и пастор общины Грегори (с 1670 г.) писали герцогу о расходах:
в основном средства шли на оплату жалования учителей [12], что
устраивало «благодетеля». Кроме того, в 1674 г. герцогом Саксен-
Гота для нужд церкви и школы были высланы книги, среди которых
Евангелие, Псалтирь, катехизис Лютера, письма Лютера, азбука, кни-
га для чтения, арифметика, физика, латинская и греческая граммати-
ки, письма Цицерона, некоторые правовые уставы и пр. [12]. Иными
словами, школа была обеспечена учебной и нравоучительной литера-
турой сполна, что не могло не сказаться на качестве обучения.
Эрнст Благочестивый проявлял беспокойство и о других люте-
ранских общинах в Москве и в целом в Русском государстве. Он пи-
сал царю Алексею Михайловичу: «Просим вашего царского величе-
ства милосердия к пребывающим на Москве евангелическим люте-
ранским церквям и общинам, как и остальным в государстве людям
той веры, чтоб им позволили оставаться в прежних вольностях, при
невозбранном держании своей веры» [8]. В то же время и от пасторов
он ожидал спокойствия и верного служения. Когда в 1674 г. среди
пасторов разных московских приходов возникли серьезные разногла-
сия, он убеждал их примириться. Только тогда они могли рассчиты-
вать на его материальную поддержку [8].
По всей видимости, задачи герцога состояли не только в оказании
поддержки школьному делу в Москве. Возможно, он хотел использо-
вать образование также для распространения лютеранского вероуче-
ния в более широкой среде. Использование с этой целью школы не
было чем-то новым. Однако уже в начале 1670-х гг. школа Грегори
получила неожиданную поддержку также со стороны русского царя.
Алексей Михайлович заказал ее учителям и ученикам постановку
пьесы. Удачное исполнение поставленной задачи положило начало
придворному немецко-русскому театру и обеспечило школу серьез-
ным материальным вспомоществованием [12].
Таким образом, связь «очага всеобщего просвещения» в Саксен-
Гота с московскими школами очевидна и существенна. Но, как отме-
чалось ранее, еще сильнее она прослеживается в проекте устава 1678 г.