М.А. Полякова
2
первоначального и ключевого религиозного содержания, затронуло,
по существу, все сферы немецкого и в целом европейского общества,
в том числе образование. «Реформатор церкви необходимо должен
был сделаться реформатором школ», — отмечал К. Шмидтв своем фун-
даментальном труде по истории педагогики [2].
Уже с момента разработки Лютером проблем воспитания и обу-
чения его педагогические идеи начали оказывать влияние на развитие
теории и практики образования: протестанты их усваивали, развива-
ли и реализовывали, католики с ними боролись, противопоставляя им
педагогику иезуитов. Они оказали
огромное влияние на взгляды
Я.А. Коменского, который при построении своей дидактический си-
стемы стремился последовательно реализовывать требование Лютера
«обучать всех», и послужили опорой для педагогических систем
XVII–XVIII веков.
В XIX веке выходят и активно издаются в русскоязычных интер-
претациях работы Ф. Диттеса и К. Раумера, Ф. Паульсена и К. Шмидта,
где, в частности, оценивается вклад Мартина Лютера в педагогическую
науку [3].
Несмотря на явный интерес к педагогическим идеям эпохи Ре-
формации в XX столетии (Э. Шпрангер, Г.Е. Зольбах, Л.О. Кастерс,
А. Ледл, С. Тидеманн, Х. Шлусс), фундаментальный анализ педаго-
гики Лютера и его сподвижников в историко-педагогических иссле-
дованиях все же отсутствует.
В последнее время были изданы монография Андреаса Ледла
«Теология учения, длящегося всю жизнь. Исследование смены педаго-
гических парадигм у Лютера» (
Ledl A. Eine Theologie des lebenslangen
Lernens. Studien zum pädagogischen Epochenwandel bei Luther, 2006
) и
статья Саскии Тидеманн «Представление Мартина Лютера о воспита-
нии и образовании. Исследование на материале его сочинения «По-
слание к советникам всех городов земли немецкой. О том, что им
надлежит учреждать и поддерживать христианские школы» (
Tiede-
mann S. Martin Luthers Vorstellung von Bildung und Erziehung. Eine
Untersuchung anhand seiner Schrift “An die Burgmeister und Radherren
allerley Städte inn deutschen Landen”, 2008
), где педагогические взгля-
ды реформатора рассматриваются в достаточно широком аспекте.
В отечественной историографии лютеровская проблематика имеет
свои особенности. Несмотря на интерес к Лютеру как религиозному и
политическому деятелю (П.Н. Кудрявцев, Е. Новиков, Р.Ю. Виппер,
М.М. Смирин, Ю.А. Голубкин, Э.Ю. Соловьев), а также как к родо-
начальнику немецкого литературного языка [4], педагогическая со-
ставляющая его наследия изучалась, как правило, либо в контексте
идей Ренессанса и Реформации [5], либо как один из факторов созда-
ния городских народных немецких школ [6]. О явной социальной
значимости педагогических идей Лютера, «связавшего необходи-