1
УДК 802.0
Формы автономного обучения в техническом вузе
в группах ESP (английский для специальных целей)
© Т.Д. Маргарян
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 125005, Россия
В настоящее время проблемы автономного обучения становятся все более акту-
альными в контексте реализации Болонского процесса. Рассмотрены основные
принципы автономного обучения, особое внимание уделено автономному обучению
в группах ESP (английский для специальных целей). На основе анализа основных
форм и методов автономного обучения определены наиболее эффективные из них
для работы со студентами инженерных специальностей. Подробно рассмотрены
такие формы автономного обучения, как веб-квесты и дебаты, предложены вари-
анты их проведения со студентами 1-го и 2-го курсов технического университета.
Ключевые слова:
автономное обучение, самообразование, личностно-ориентиро-
ванный подход, веб-квест, дебаты, ESP (английский для специальных целей).
Сегодня высшая школа России сориентирована на планомерную
интеграцию в европейскую систему высшего профессионального об-
разования. На этом пути происходят не только изменения нацио-
нальных квалификационных стандартов, программ подготовки спе-
циалистов, но и пересматриваются сами подходы к традиционной си-
стеме подготовки высококвалифицированных специалистов. Для
того чтобы быть успешным и построить блестящую карьеру, совре-
менный выпускник университета должен не только обладать особы-
ми профессиональными компетенциями в своей области деятельно-
сти, но и уметь эффективно организовывать свое рабочее простран-
ство и время, проявлять активность при решении разнообразных
профессиональных задач, быть готовым к постоянному профессио-
нальному развитию, другими словами — постоянно учиться, приоб-
ретать новые навыки и знания, необходимые в конкретной ситуации.
Исходя из этого, для преподавателей высшей школы сегодня акту-
альной становится задача — научить студентов учиться: самостоя-
тельно ставить цели, находить способы их достижения, оценивать
полученные результаты. Именно эти принципы являются основопо-
лагающими в
автономном обучении
. Как же понимать автономное
обучение? Д. Литтл дает следующее определение автономному обу-
чению: «Автономия учащегося в учебной деятельности заключается
в его способности к независимым и самостоятельным действиям,
критической рефлексии, принятию решений. Способность к авто-
номности проявляется как в способе учения, так и в способе переноса
учащимися результата учения на более широкий контекст»
[16, с. 15–23].