Формы автономного обучения в техническом вузе в группах ESP…
3
именно — выбирать: что, когда, в каком объеме изучать; соблюдать
сроки сдачи тестов и экзаменов; справляться с большим объемом
текстовой информации; определять главное и второстепенное, а за-
тем выборочно использовать для составления собственных конспек-
тов, тезисов, докладов и т. д.; и самое главное — проводить само-
оценку эффективности своей учебной деятельности [12]. В области
изучения иностранных языков концепция автономии учащегося и ав-
тономного изучения первоначально разрабатывалась в связи с обуче-
нием языкам в специальных целях — в группах ESP. Поэтому совре-
менные методики ESP (преподавания английского для специальных
целей) непременно должны разрабатываться так, чтобы вовлекать сту-
дентов в процесс выбора содержания, методов и средств обучения.
При подборе содержания обучения должны учитываться интере-
сы и проблемы, волнующие студентов прежде всего при отборе
аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения
и т. д. Важно, чтобы подобранный материал был несколько избыто-
чен. Это позволяет осуществить дифференцированный и индивиду-
альный подход к студентам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает
к большей самостоятельности и активности. Последнее достигается
благодаря проблемной подаче материалов, а не сообщению «готовых
заданий», побуждению учащихся к размышлению, самостоятельному
поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям.
Например, это часто достигается с помощью специальных заданий,
связанных с наблюдением, сопоставлением, анализом, которые спо-
собствует развитию личности, ее самосознания, самооценки. В связи
с этим важными элементами являются самоотчет и самооценка уча-
щегося. Поэтому при отборе содержания важно предусмотреть такие
материалы, которые апеллируют к личному опыту студента, чув-
ствам, эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения,
оценке, что стимулирует формирование ценностных ориентаций [3].
Таким образом, приоритетными становятся такие образователь-
ные технологии, которые ориентированы на личность студента, его
интересы, потребности и возможности, а также на способы обучения,
обеспечивающие высокий уровень самостоятельности студентов. Та-
кой подход полностью соответствует новым стандартам в образова-
нии, где один из основных постулатов — требование к формирова-
нию готовности выпускников к эффективной самостоятельной работе
на уровне мировых стандартов, к постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной мобильности [8]. Иностран-
ный язык как изучаемый предмет дает большие возможности для
развития умений и навыков самостоятельной работы студентов. Ча-
сто концепция автономного обучения или самообучения противопо-
ставляется традиционному обучению иностранным языкам. Такое
противопоставление не всегда корректно, так как и традиционные