Диалектика институционального и спонтанного в социальных системах
9
ударство не должно подменять рыночные механизмы саморегулиро-
вания, ограничивая свое вмешательство в экономику корректировкой
негативных последствий действия законов рыночной экономики,
прежде всего создавая условия для свободной конкуренции. При
этом всегда будет существовать угроза, что вмешательство государ-
ства в процессы социального взаимодействия будет нацелено не на
создание условий для конкуренции, а на минимизацию ее социаль-
ных последствий в форме поддержки аутсайдеров («социально неза-
щищенных»), перераспределяя ресурсы в их пользу. В исторической
перспективе такая политика может привести к деформации саморе-
гулируемых процессов социального взаимодействия. Именно такие
тенденции отчетливо проявляются в странах с развитой экономикой,
где перераспределение благ привело к снижению темпов экономиче-
ского развития и росту социальной напряженности, свидетельством
чему стали массовые беспорядки в Великобритании в августе 2011 г.
Означает ли это, что наступит предсказанный О. Шпенглером
«Закат Европы», а на обломках западной цивилизации вырастет об-
щество с другой системой ценностей, функционирующее на иных
формах регулирования процессов социального взаимодействия?
Например, на смену обществу, в котором социальный статус индиви-
да определяется уровнем потребления, придет социум, где он будет
определяться уровнем духовного и физического совершенства.
На самом деле западная цивилизация такую систему ценностей
выработала и даже пыталась воплотить в жизнь еще в эпоху Средне-
вековья усилиями Доминго де Гусман Гарсеса
4
и Джованни Франче-
ско ди Пьетро Бернардоне
5
. Но их идеи слишком опередили время,
чтобы стать «моральным законом во мне» для большинства и изме-
нить исторический путь цивилизации. И чтобы они вновь стали акту-
альны и востребованы, человечеству придется пройти через этап об-
щества потребления, чтобы убедиться на практике в экзистенцио-
нальной бессмысленности и бесперспективности этого цивилизаци-
онного пути
6
.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Бодрийяр Ж
.
Общество потребления. Его мифы и структуры.
Москва,
Культурная революция, Республика, 2006.
[2]
Кислицын Д. Политика господдержки предприятий в период кризиса
2008–2009 гг.: критерии отнесения к «системообразующим».
Вопросы
экономики,
2013, № 6.
4
Святой Доминик, основатель Ордена доминиканцев.
5
Святой Франциск Ассизский, основатель Ордена францисканцев.
6
Теоретическое осмысление порождаемого обществом потребления экзистенционального
тупика проделано Э. Фроммом в работе «Иметь или быть».