О.В.Григорьева
6
собность национальной экономики проектируется тремя ее состав-
ляющими: повышение конкурентоспособности государственного
управления; повышение конкурентоспособности бизнеса; повышение
конкурентоспособности «человеческого капитала».
Развитие страны должно опираться на использование трех главных
конкурентных преимуществ: ресурсного, территориального и творче-
ского
потенциалов граждан. Пока активно задействована только первая
группа. Для использования территориального потенциала необходимо
развитие инфраструктуры, создание условий для реализации предпри-
нимательской инициативы, изменение стереотипов в сфере сектора
услуг (информационных, транспортных, туристических). Актуализацию
же творческого потенциала граждан обеспечат не только экономиче-
ские, но и социально-политические условия: свобода творчества и за-
щищенность его результатов в форме интеллектуальной собственности,
развитость социальных связей и доверие в обществе, доступное и каче-
ственное образование, эффективно действующая судебная система.
Обеспечение этих условий должно стать неотъемлемым элементом
стратегии развития.
Суть стратегии модернизации — в создании силами широких
общественных коалиций механизмов, которые обеспечат инноваци-
онное развитие на базе использования конкурентных преимуществ
страны. Для этого необходимо формирование институциональной
среды, благоприятной для развития предпринимательства и некоммер-
ческих организаций за счет формулирования правил, которые нацели-
вают на производительную деятельность по созданию общественного
богатства, а не на его перераспределение. Государству необходимо со-
средоточить усилия на опережающем развитии производственно-
финансовой, научно-образовательной, информационной, транспорт-
ной и социальной инфраструктур, обеспечивающих максимально пол-
ное использование как ресурсных и территориальных преимуществ,
так и творческого потенциала граждан.
Глобализация, модернизация и конкурентоспособность, по наше-
му мнению, — три взаимосвязанные и взаимообусловленные катего-
рии, определяющие процесс эволюционного развития национальной
экономики и формирующих ее элементов (подсистем). Потребность в
модернизации обуславливается в первую очередь тем, что значитель-
ное количество производителей российских товаров, которые сегодня
находятся в нише «цена и качество», неконкурентоспособны при по-
вышении покупательной способности российского населения. В по-
следнее время эта тенденция проявляется в виде роста импорта как из
стран ближнего, так и дальнего зарубежья, в соответствии с ростом
уровня жизни населения. Для того чтобы произвести нормальную
конкурентоспособную продукцию (имея в виду растущее старение