Инновационный характер развития — фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства - page 3

Инновационный характер развития —фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства
3
нятие «конкурентоспособность» в процессе развития мировой эконо-
мики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между произво-
дителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с поняти-
ем «эффективность», а проблема достижения конкурентных преиму-
ществ — одной из главных в деловой, управленческой,
экономической и политической жизни.
Методологические основы конкурентоспособности как категории
заложили такие основоположники экономической науки, как А. Смит,
К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал
первым подходом к определению конкуренции.
А. Смит (1723–1790) — один из первых исследователей конку-
ренции в экономической теории — шотландский экономист, чьи тру-
ды сформировали основу классической экономической теории. В его
исследованиях конкуренция, по сути, рассматривается как конкурен-
ция цены и качества, т. е. в основных и простейших ее формах. Кон-
курентоспособность, по А. Смиту, — это прежде всего способность
производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соот-
ветственно предлагать его рынку по наименьшей цене.
Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных пре-
имуществ предпринял Д. Рикардо (1772–1823) — английский эко-
номист, заложивший основы трудовой теории стоимости. Предме-
том его исследований были условия, при которых странам стано-
виться выгодным вести торговлю друг с другом. Основным
выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приво-
дят не столько абсолютные преимущества в условиях производства,
сколько относительное соотношение издержек производства това-
ров внутри стран.
По мере развития экономической науки в трактовку данного по-
нятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения.
Углубили и расширили понимание категорийной сущности конку-
рентоспособности Т. Питерс и Р. Уотермен, которые изучали опыт
работы многих образцовых компаний, однако мир меняется так
быстро, что данное понятие эволюционирует вместе с развитием
форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Раз-
витию теоретических основ конкурентоспособности посвящены так-
же работы Дж. Грейсона и К. О'Делла («Американский менеджмент
на пороге ХХ века»).
В отечественную экономику понятие «конкурентоспособность»
пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив «социа-
листическое соревнование», использующееся в плановой экономике
для описания процесса конкурентной борьбы. Одной из первых работ
на тему конкурентоспособности была книга «Конкурентоспособность
российской промышленности», выпущенная Экспертным институтом
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...20
Powered by FlippingBook