Инновационный характер развития — фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства - page 5

Инновационный характер развития —фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства
5
Факторы конкурентоспособности М. Портер напрямую связывает
с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурент-
ные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в
виде нескольких больших групп:
— людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость
рабочей силы;
— физические ресурсы — количество, качество, доступность и
стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных
ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных
угодий; климатические условия и географическое положение
страны базирования предприятия;
— ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной
информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и
услуг;
— денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, кото-
рый может быть использован на финансирование промыш-
ленности и отдельного предприятия;
— инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры
и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции.
Сюда относятся транспортная система страны, система связи,
почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк
внутри и за пределы страны, система здравоохранения и
культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения
проживания и работы;
— отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои суще-
ственные различия на состав и содержание применяемых
факторов [1].
Сырьевая специализация не способна обеспечить ни устойчивое
повышение конкурентоспособности и качества жизни (поскольку не
дает стабильного, независимого от внешней конъюнктуры источника
ресурсов) населения страны, ни формирование нового образа жизни.
Не следует сводить потенциал конкурентоспособности только к
наличию природно-ресурсного потенциала или выгодному географи-
ческому расположению. М. Портер формулирует следующий вывод:
«Национальное процветание не наследуется — оно создается. Наци-
ональное процветание не вырастает из природных ресурсов, имею-
щейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы
национальной валюты, как это настойчиво утверждается в классиче-
ской экономике. Конкурентоспособность конкретной нации зависит
от способности ее промышленности вводить новшества и модерни-
зироваться» [1]. Приоритетность задачи повышения конкурентоспо-
собности впервые была поставлена в 1999 году в послании президен-
та России, и примечательным является тот факт, что конкурентоспо-
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...20
Powered by FlippingBook