О.В.Григорьева
2
в центре внимания оказывается не соперничество в установлении
цен, а понимание факта принципиальной возможности (или невоз-
можности) влияния отдельного хозяйствующего субъекта на общий
уровень цен на рынке.
Третий, функциональный подход к изучению конкуренции, нашед-
ший отражение в работах Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Дж.М. Кларка,
И. Кирцнера и др., рассматривает эту категорию как активный процесс
соперничающего взаимодействия и непременный атрибут рынка.
Теория сравнительных и конкурентных преимуществ как источ-
ников конкуренции анализируется со времен Д. Рикардо, а совре-
менные ее интерпретации можно встретить в исследованиях Р. Кей-
виса, М. Портера, И. Кирцнера, С. Авдашевой, Н. Розановой,
Ш. Ханта. Вопросы стратегической направленности конкурентного
процесса исследуются в работах И. Ансоффа, А. Чендлера, Б. Форт-
мана, А. Лоуренса и др.
Конкурентоспособность до недавнего времени была одним из
наиболее малоизученных направлений в отечественной экономиче-
ской науке, что было обусловлено рядом причин:
— в эпоху плановой экономики в нашей стране проблемы конку-
рентоспособности не являлись актуальными, а экономические
реформы начала 1990-х годов были столь стремительными и
малопрогнозируемыми, что отечественная экономическая
наука просто не успевала изучать новую складывающуюся
рыночную ситуацию;
— сложностью сущности конкурентоспособности, которую иссле-
дуют как маркетологи, так и экономисты;
— понятие конкурентоспособности отличается своим теоретичес-
ческим характером и низким уровнем прикладного исполь-
зования.
Развитие рыночной экономики в России осуществлялось только
опытным путем (сначала принимались управленческие решения, а по-
том осуществлялось научное осмысление полученных результатов).
Конкурентоспособность является движущей силой рыночного
хозяйства, одним из основных механизмов экономии материальных,
финансовых ресурсов, повышения качества выпускаемой продукции
(товаров, работ, услуг), что в конечном счете служит генератором
интенсивного развития национальной экономики.
Конкуренция — это процесс борьбы организаций друг с другом
за потребителей своей продукции, за рынок ее сбыта. Конкуренто-
способность — это способность конкурировать, а конкурентные пре-
имущества — те преимущества, которые позволяют конкурировать.
Другими словами, конкурентные преимущества — это проявляющи-
еся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности. По-