О.В.Григорьева
4
и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году.
С тех пор слово конкурентоспособность можно видеть и слышать
каждый день в средствах массовой информации, на конференциях,
симпозиумах, совещаниях.
В настоящее время понятие «конкурентоспособность» чаще всего
используется в системе маркетинга, как области деятельности, направ-
ленной на достижение конкурентных преимуществ. Из зарубежных ав-
торов к классикам данного направления можно отнести прежде всего
П. Друкера, Ф. Котлера, Дж. Эванса, и Б. Бермана. Российскую научную
школу в настоящее время представляет достаточно много авторов, иссле-
дующих наиболее глубоко аспекты конкурентоспособности в маркетин-
говой деятельности, из которых можно отметить работы Г.Г. Абрами-
швили, И.Н. Герчиковой, Е.Н. Голубковой, В.Д. Секерина, Н.Е. Капусти-
ной, А.Н. Яровикова и других. Применяя созданную им теорию
корпоративной стратегии к национальному уровню, М. Портер доказыва-
ет, что преимущества (а соответственно, и конкурентоспособность) стра-
ны возникают не из интенсивности использования отраслью специфиче-
ских факторов, которыми в относительном избытке наделена страна (что
следует из теории Хекшера-Олина), а они являются результатом усилий,
предпринятых на уровне фирмы (рукотворных) для развития нового про-
дукта, осуществления изменений, развития новых брэндов или методов
доставки и т. д. — то есть инноваций в широком смысле. Согласно Пор-
теру, инновации могут возникнуть в любой отрасли, в которой существу-
ют условия, направляющие и стимулирующие инновационные усилия, вне
зависимости от факторной интенсивности. Эти условия создаются че-
тырьмя элементами «ромба конкурентоспособности»: 1) условиями для
факторов; 2) условиями для спроса; 3) взаимосвязанными и поддержива-
ющими отраслями; 4) формированием фирменной стратегии и соперниче-
ства. Более того, благоприятные условия приводят к конкурентным пре-
имуществам, если фирма в состоянии разработать необходимую страте-
гию. Как и все элементы ромба, стратегии также имеют характеристики,
особенные для каждой страны. Конкурентный потенциал любой эконо-
мической системы состоит из инновационных условий и сформирован-
ных стратегий. Страны должны перемещаться от базовых или простых
факторов (естественных ресурсов, дешевой неквалифицированной рабо-
чей силы) к более продвинутым (инновации и производственная инфра-
структура) вместе с изменением корпоративной стратегии. Создавать
благоприятные условия для этого процесса должно государственное ре-
гулирование. Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких
отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо
обладать преимуществами во всех составляющих системы. Из изложен-
ного выше подхода видно, насколько велика роль правильного выявле-
ния и использования факторов конкурентоспособности.