Инновационный характер развития —фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства
1
УДК 338.242.2
Инновационный характер развития — фактор
повышения конкурентоспособности
малого предпринимательства
© О.В. Григорьева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены взгляды классиков экономической теории на сущность конкуренто-
способности и ее взаимосвязь с инновационным характером развития. Опыт хо-
зяйствования убедительно доказывает способность российского малого предпри-
нимательства повышать конкурентоспособность экономических систем всех
уровней, поскольку стратегическими конкурентными преимуществами малых
предприятий является их гибкость и мобильность, способность быстро реагиро-
вать на изменения потребностей рынка, но, несмотря на значительный инноваци-
онный потенциал, создающий конкурентные преимущества и формируемый самой
сущностью предпринимательства как новаторства, для малых предприятий ха-
рактерна низкая эффективность управления и повышенный риск предпринима-
тельской деятельности, что подтверждено результатами мониторинга за по-
следние пять лет и представленными в статье.
Ключевые слова
: малое предпринимательство, конкурентоспособность и иннова-
ционный характер развития.
Конкуренция и конкурентоспособность занимают центральное
место в современной теории и практике стратегического управления.
Конкуренция как явление и как экономическая категория представ-
ляет собой объект пристального внимания исследователей на протя-
жении более чем 200 лет. Ее проблемами занимались многие выдаю-
щиеся экономисты, в результате чего в науке сложились три основ-
ных подхода к изучению конкуренции, каждый из которых считается
самодостаточным.
Изначально в трудах А. Смита и Д. Риккардо, а и позже в работах
А. Курно, У. Джевонса, Дж.Б. Кларка, А. Маршалла, Ф. Найта и др.
конкуренция трактовалась в рамках поведенческого подхода как си-
ла, характеризующая взаимодействие спроса и предложения, обеспе-
чивающая функционирование рыночного механизма ценообразова-
ния и регулирования пропорций общественного производства.
В дальнейшем в работах Ф. Эджуорта, Дж. Робинсона, Э.
Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент
современной теории рынков, получила распространение структурная
трактовка конкуренции. При таком подходе акцент смещается с самой
борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, когда