1
УДК 321.022
Интерпретация концепта «политическая деятельность»
в современной философской мысли
© М.А. Максимов
КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Калуга, 248000, Россия
Статья посвящена рассмотрению актуальных научных подходов к анализу концеп-
та «политическая деятельность». Раскрываются особенности противоречивого
развития современной политической системы. Особое внимание уделяется перспек-
тивам общественно-политических движений в современном мире.
Ключевые слова
: политическая деятельность, общественно-политическое движе-
ние, постмарксизм, агонизм, гегемония, социокультурная среда.
В XX веке кризисное сознание человечества проходило ряд эта-
пов в своем развитии, остро реагируя на многообразные проявления
социально-экономических, политических и других трансформаций.
И в настоящее время, наряду с новыми проблемами (глобально-эко-
логическими, демографическими), на первый план снова выдвигается
культурологическая и политологическая проблематика: кризис госу-
дарственного развития при утрате идеалов и смыслообразующих цен-
ностей. Переосмысливается и концептуальное содержание ряда осно-
вополагающих понятий, таких как «политика» и «общество». Целью
данной статьи является
рассмотрение наиболее актуальных подходов
к анализу концепта «политическая деятельность» и его возможных
трактовок
.
Одной из распространенных тенденций в философском анализе
социокультурной действительности продолжает оставаться постмо-
дернизм. В рамках последнего социокультурная среда понимается
как смешение безличных силовых полей, «социальная машинерия»
(Ж. Делез): «больше нет ни природы, ни человека, есть лишь процесс,
который производит одно в другом и состыковывает машины. Повсю-
ду производящие и желающие машины, шизофренические машины,
целая порождающая жизнь; я и не-я, внешнее и внутреннее больше
ничего не значит» [5, c. 14]. С точки зрения ряда постмодернистов,
общественно-исторический мир есть пространство бесконечной цир-
куляции знаков (самодостаточные симулякры), в результате чего стало
невозможно провести грань между реальностью и фикцией. Челове-
ческая деятельность теряет свою «событийность», практическую зна-
чимость, утрачивает свое коммуникативное измерение, превращаясь
во вторичный продукт внешнего мира. В мире постмодерна индивиды