Интерпретация концепта "политическая деятельность" в современной философской мысли - page 5

5
производными от коммуникативных процессов. И если посредством
деятельности индивидов осуществляется политическая легитимация
тех или иных форм устройства общественных институтов, то это яв-
ление лишь подчеркивает постоянную политическую многовариатив-
ность. Политические институты и социальные структуры не должны
представать как воплощение «согласия», но призваны способствовать
становлению новых индивидуальных миров. При этом нужно не столь-
ко стимулировать рост различий и конфликтов между людьми, сколько
пытаться найти новые и гибкие формы объединения индивидов и ло-
кальных сообществ.
Более радикальную позицию по данному вопросу занимает совре-
менный французский мыслитель Жак Рансьер. По его мнению, кон-
цепт «политическая деятельность» следует очистить от «
полицейских
»
характеристик (стремление представить общество как состоящее из
групп, посвящающих себя специфическим образам действия; навязыва-
ние четких разделений в рамках социальной системы). Таким образом,
действия в рамках административного аппарата и представительных
институтов власти становятся для Рансьера лишь очередным выраже-
нием полицейского контроля за населением. Политические же отноше-
ния между людьми не должны быть ориентированы на господство, но
создавать сферу не-господства, сферу «свободной игры конфликтов»,
«чистого самопредъявления». Демократия в таком случае перестает
существовать в форме абстрактного политического режима, но про-
являет свою действительную сущность — «обнаружение разногласия
как присутствия двух миров в одном»
1
, постоянное переопределение
пространства сопротивления и его субъектов. Если «полицейская» ге-
гемония государственных учреждений характеризуется тонкими ме-
ханизмами доминирования, связанными с конструированием согласия
подчиненных, то актуальная политическая деятельность предполага-
ет создание альтернативных пространств субъективации, постоян-
ное изменение границ между публичным и приватным, государством
и гражданским обществом. В итоге постепенно становится реальной
альтернатива «полицейскому» порядку — «
сообщество равных
», где
участники не проводят размежевания между повседневным существо-
ванием и политикой, проявляя собственную самостоятельность. Тем
не менее, подобная реконструкция политической сферы деятельности
может привести к аполитичному существованию большинства граж-
дан или к маргинализации сторонников радикальных общественно-по-
литических движений.
1
Рансьер Ж. На краю политического. - М., Праксис, 2006. — С. 210.
Интерпретация концепта «политическая деятельность»
1,2,3,4 6,7,8,9
Powered by FlippingBook