2
М.А. Максимов
больше не способны обрести «самоидентичность», происходит «исчез-
новение социального» (Ж. Бодрийяр) — «на арене остаются только те,
кому нечего сказать, и те, кто способен лишь молчать» [3].
Тем не менее, для различных современных мыслителей выход из
кризисной ситуации видится, прежде всего, в осмыслении причин
ее возникновения и возможностей сопротивления на духовном и со-
циальном уровне; в конструировании и трактовке формирующегося
нового типа человека; в попытках адаптации к происходящему и вы-
явления возможностей развития новой социокультурной среды. Осо-
бую значимость обретают и различные политические практики, кото-
рые представляются позитивными возможностями реального участия
в историческом процессе. Конструктивная оценка данных практик
(и, соответственно, переосмысление концепта «политическая деятель-
ность») сегодня является характерной для представителей
консен-
сусного
подхода к анализу общественно-политической реальности
(Ю. Хабермас) и приверженцев
конфронтационного
подхода — «пост-
марксистов» (Э. Лакло, Ш. Муфф, А. Бадью, Ж. Рансьер и др.). Таким
образом, одни теоретики полагают «политическое» пространством
свободы и публичного обсуждения, другие считают его пространством
власти, конфликта и антагонизма.
Действительно, с одной стороны, политические вопросы являются
техническими вопросами, которые должны решаться экспертным со-
обществом. С другой, политические вопросы всегда включают в себя
решения, которые требуют выбора между конфликтующими альтер-
нативами. Традиционный либеральный взгляд на данную проблему
можно свести к тому, что мы живем в мире, где существует множество
точек зрения и ценностей, которые вследствие эмпирических огра-
ничений не могут быть приняты нами целиком, но если объединить
их вместе, то они могут составить гармоничный и неконфликтный
ансамбль. Так, например, Хабермас в своих работах часто выражает
уверенность в возможности универсального консенсуса между раз-
личными политическими силами
1
. Политическая деятельность в таком
понимании должна привести граждан к рациональному (моральному)
согласию путем свободной дискуссии. С позицией Хабермаса не согла-
шаются представители «постмарксизма», которые помещают концепт
«политическая деятельность» в некую область противостояния. При
таком взгляде каждое политическое действие не становится шагом
к преодолению борьбы между различными социальными субъектами,
1
См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. —
СПб.: Наука, 2001.